Инклюзия шагает по Приморью

Jan 16, 2016 12:23




Участвуя в проведении опроса по проблемам образования АКСИО - 6 , очень часто приходилось отвечать на вопрос анкетируемых: - «А что такое инклюзивное образование или просто - инклюзия?». Так что же такое «инклюзивное образование», об успехах внедрения которого рапортует департамент образования Приморского края:

Как сообщили в департаменте образования Приморского края, в конце минувшего года в рамках госконтракта по программе «Доступная среда» было закуплено еще 29 комплектов оборудования для инклюзивного образования детей-инвалидов. Комплекты включают индивидуальные средства и аппаратно-программное оборудование для незрячих, слабовидящих,  обучающихся с нарушениями слуха и речи, опорно-двигательного аппарата. «Это комплекты сенсорного и игрового оборудования для социальной адаптации, устройства для развития вестибулярного аппарата, для рельефного рисования, плоского письма. А также линейка с тактильными метками, азбука-колодка, клавиатура с увеличенным размером клавиш, настольная панель для развития мелкой моторики, цветового и тактильного восприятия, программное обеспечение для чтения цифровых книг, устройства для межэтажной транспортировки инвалидов, телескопический пандус и многое другое», - отметили в ведомстве. 29 комплектов поступят в средние общеобразовательные школы Владивостока, Артема, Уссурийска, Большого Камня, Арсеньева, Лесозаводска, Партизанска, Спасска-Дальнего, Дальнегорска, Чугуевку, Кавалерово, Горные Ключи, села Сергеевка и Николаевка Партизанского района, поселка Лазо Дальнереченского района и  Новосысоевку Яковлевского района.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) - один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью.

Цели, как мы видим, ставятся перед инклюзивным образованием благородные. Разве кто-то против чтоб дети - инвалиды имели доступ к образованию и были вовлечены в социум? Лично я - нет. Только заявленный «инклюзивным образованием» путь вызывает большие сомнения.

Проблема обучения и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями или детей-инвалидов возникла не сегодня и не вчера. В каждой стране есть свой опыт решения этой задачи. Безусловно есть он и в нашей стране. Подробно об истории становления опыта обучения детей с ограниченными возможностями пишет Павел Расинский в статье «Обоюдоострая инклюзия».

Дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата проходят обучения в специализированных коррекционных школах и классах.  То есть для каждого вида нарушения здоровья созданы свои особые условия, особая забота и соответственно особая система обучения. Думаю, что не стоит пояснять разницу в программах обучения для детей с нарушениями зрения и слуха.

Насущной остается проблема социализации детей-инвалидов. Решать ее пытаются, как мы видим, путем совместного обучения здоровых детей и детей-инвалидов в общеобразовательных средних школах. Помимо дополнительного оборудования школ (на что выделено и израсходовано 200 миллионов рублей), это потребует и создание специальных программ обучения с ориентацией на возможности детей-инвалидов. Соответственно это приведет к понижению уровня образования здоровых детей. Как-бы решается одна проблема, но тут же создаются две других.

Вы можете себе представить обучение детей в одном классе с разными отклонениями (зрения, слуха)? Я пока слабо. И на что, в данной ситуации должен ориентироваться учитель? По какой методике он должен обучать?

Обучение и социализация детей-инвалидов ведь не сводится только к установке пандусов, покупке устройств для развития вестибулярного аппарата, для рельефного рисования, плоского письма и т.п.



Существующая система образования детей - инвалидов в нашей стране имеет свою историю, опыт и достигнутые положительные результаты. Разрушая ее (расходуя при этом немалые денежные средства на создание инклюзии) мы получим в итоге непонятный симбиоз методик по совместному обучению детей-инвалидов и здоровых детей. Как следствие - понижение уровня образования в группе здоровых детей и лишение специализированной системы обучения детей-инвалидов.

То, что проблемы с внедрением инклюзивного образования существуют, видно и по результатам проведенного опроса общественного мнения АКСИО-6.



Суть времени

Previous post Next post
Up