Давайте, вспоминать с начала!
Первым Основным Законом ДНР была Конституция парламентской республики, которой руководствовалось коалиционное правительство, созданное из представителей - пусть небольших, но реальных политических объединений, открыто выступивших в Донецке против украинского Майдана.
Эта Конституция просуществовала вплоть до прибытия в Донецк представителя Вл.Суркова, А.Бородая, первым действием которого было "очищение", с помощью спецназовцев А.Ходаковского, занятого разными повстанческими группировками здания ДОГА (зачем расчищали не понятно: после пребывания в знании повстанцев оно стало не пригодным для административной деятельности; остается таковым и по сию пору: госучреждения работают в других помещениях), а вторым - подмена Конституции ДНР, когда, без согласования с Верховным Советом, реальная власть перешла от парламента к правительству, которое возглавил - что понятно! - сам А. Бородай.
То есть, представители Вл.Суркова сразу начали на донецкой земле с административного "творчества". Дальше проявляли себя в том же духе.
Опустим позорный эпизод об утверждении парламента Новороссии (О.Царева) под дулами автоматчиков А.Бородая, указ о налоговых каникулах (без объявления коммунальной амнистии), стимулировавший, по сути, в республике разгул "атаманщины" (все, кто сидит сегодня по соответствующим статьям в колониях ДНР должны, считаю, благодарить за это Александра Бородая), столкновение бойцов И.Безлера и А.Захарченко у здания Донецкого управления МВД (генерала М.Поживанова), другие "подвиги" на поприще "государственного строительства" в указанный период. Перейдем сразу к осени 2014 года.
Меня всегда интересовало, по каким критериям Вл.Сурков выбирал назначенцев осени 2014 года? То есть, как "рубил" структуру власти - понятно: по образцу Чечни, не зная, не задумываясь и не вникая в специфику политической природы Донбасса. По наитию! Просто решил, что у вершины иерархии власти должен стоять "глава" - как старейшина тейпа в Чечне. Из чреды полевых командиров - а тогда, если кто помнит, в Донецке был самый пик "семибатальонщины" - выбрал самого, на его взгляд, спокойного и назначил "главой": выделил ему ресурсы, дал деньги. Остальных - чтобы по ногами не мешались - "прочь с поляны": одних - в РФ, как И.Стрелкова и И.Безлера, других - разоружить, как пытались разоружить А.Ходаковского, третьих - посадить, как казаков (хотя казаков, надо отметить, было за что!) и т.д., и т.п.
Не все удалось! Но логика Вл. Суркова понятна! И даже неучтенное Сурковым обстоятельство, что А. Захарченко не имел вековых родственно-племенных связей в донецком социуме, свойственных традиционным обществам и, следовательно, с самого начала был вынужден, тем или иным способом, оплачивать "верность" "боевых товарищей". Из госбюджета, естественно: других средств у него не было! (Вот он - реальный источник последующего "волюнтаризма" А.Тимофеева/ "Ташкента": нужны и остаются жизненно необходимы средства для поддержания верности).
Сурков с самого начала видел в ДНР дезорганизованный анклав, который пытался внедрить в политическое тело Украины для его экономического и политического разложения. Именно поэтому в Донбасс была направлена команда отставников-"приднестровцев", во главе с мерзавцем Антюфеевым, которым поручили формирования органов власти на министерском уровне; именно в этой связи, в ситуации поражения Украины по итогам летней кампании 2014 года, был сформулирован и даже утвержден ООН "Минск-2" - заведомо тупиковый план, предполагающий взаимное уничтожение, как Донбасса, так и Украины.
Интересно, что бОльшая часть постов в первом правительстве А.Захарченко раздавалась по принципу "за заслуги". Часть - выполняли роль рабочего локомотива (то же Министерство транспорта, например, или Министерство связи), часть - носили заведомо парадный характер, как Министерство иностранных дел, ставшее, по существу, личной "кормушкой" для семейства Кофманов.
С демократическими институтами, включая парламент, Сурков поступил еще проще: приказал провести селекцию лидеров групп, закрепившихся в свое время, в ДОГА и назначил из депутатами, поставив во главе этого разношерстного, но априори недееспособного сборища, А.Пургина - сложного человека, но подлинного автора гражданского протеста образца зимы-весны 2014 г.
Депутатам выделили зарплаты и поставили,собственно, одну задачу: "не возникать"! А для сдерживания А.Пургина, к нему приставили вернувшегося из ссылки в Мск. Д.Пушилина (его туда А.Пургин, при помощи А.Бородая, заслал). Чтобы, значит, и А.Пургин "не возникал". Что, разумеется, было совершенно надуманной постановкой вопроса.
Депутатов должно было стать ровно сто. Плюс помощники: несколько у каждого. Почему сто? Обычно один депутат выбирается от определенного количества избирателей. Но Сурков не рассматривал избирательный процесс, как существенный. Поэтому... просто пришла ему в голову цифра сто, он и озвучил!
За две недели до выборов 02 ноября 2014 года были придуманы два Общественных Движения: "Донецкая Республика" и "Свободный Донбасс", которые, по незамутненному реальностью замыслу, А.Суркова должны были воспроизвести двухпартийную систему ряда далеких стран. Людей в движения согнали "чохом", не всматриваясь особенности политических позиций. Все, кто не вписывался в систему, подлежали "вычищению из рядов", репрессиям.
Итак, две, несогласованные с парламентом, подмены Конституции, никак не соответствующая ментальности, политическим реалиям Донбасса "тейповая" система организации власти, "парадные" и "рабочие" министерства, парламент, как эквивалент политического отстойника, созданные скорую руку, совершенно искусственные общественные движения - с этим багажом мы пришли к моменту выборов 02 ноября 2014 года.
Как могла реализоваться подобная система в Донбассе - крае высокой вековой политической культуры, с огромным, не сопоставимым с чеченским интеллектуальным потенциалом, и исторической природой Донбасса, ментальностью населения? Исключительно путем чрезвычайного насилия - никак иначе! Да и, при репрессивном характере государства указанная система не имела шансов - уверен в этом!
Однако, выборы 02 ноября 2014 года оказались, как не странно это звучит, чудом невиданным. То есть, все - буквально все! - было сделано, чтобы их фальсифицировать: выборы проводились не по избирательным спискам, а по паспортам (по факту их предъявления на избирательных участках), избирательные округи были "нарезаны" совершенно искусственно, чтобы создать видимость толп на избирательных участках для телевидения, выборы проводились не по мажоритарной системе, а по партийным спискам, причем, никто из избирателей указанные списки не видел, списки составлялись в недрах общественных движений, созданных за две недели до выборов; списки общественных организаций, допущенных к выборам утверждал лично глава ЦИК ДНР, без всякого закона, по собственному желанию и т.д., и т.п. - список можно продолжать долго. В общем, эти выборы невозможно было признать априори. Видимо, Вл. Сурков заранее рассчитывал на их фальсификацию. Но парадокс состоял в том, что оставшееся в Донецко-Макеевской, Новоазовской, проч. агломерациях население МАССОВО пришло на избирательные участки и МАССОВО проголосовало против Украины. За кого? Этого люди не знали и не могли знать (так сделал Сурков), но против Украины!
Такой парадокс!
***
Почти сразу, после назначения-избрания на пост главы ДНР, А.Захарченко приступил к исполнению плана Вл.Суркова по "оптимизации" политической жизни в Донбассе. Разумеется, с учетом ментальных особенностей самого А.Захарченко. В результате, значительная часть министров первого правительства ДНР - А.Калюсский, Ю.Лекстутес (Юрий выдвигал свою кандидатуру на должность главы в противовес А.Захарченко), Грановский, многие другие тут же оказались за решеткой. Захватам подверглись и "политики": тот же Б.Литвинов, П.Губарев (неоднократно), проч. И даже на министра культуры безобидного А.Парецкого было заведено уголовное дело! По городу зашастали позорные "парады пленных" (как в Древнем Египте, честное слово!; только со ссылкой на Сталина!) Штаты МГБ разбухли, как содержимое летних туалетов, после того, как туда бросили дрожжи. Как будто население Донбасса в 2014 году восстало не против Украины, а против РФ, как в Чечне. И даже слоган замелькал на донецком телевидении: "МГБ - и есть государство!" (что-то в этом духе!) У меня нет точных цифр, но думаю, что в этот период "на подвалах", как говорят в Донецке, побывало практически все мужское население ДНР. А уж активисты "русской весны" - и по нескольку раз!
В центре города красовались плакаты с изображением И.Сталина.
Д.Пушилин вскоре "подсидел" А.Пургина (а "ручной" Народный Совет, под дулами автоматчиков МГБ, эту подлость санировал). А.Захарченко лично подверг пыткам Романа Лягина, председателя ЦИК, обеспечившего его избрание на должность главы, казаков массово загнали в концентрационные лагеря, главным из которых стал бывший артобъект. Воины "ОПЛОТа" попытались разоружить "Восток" А.Ходаковского (не получилось!) Ну и т.д., и т.п. - история донецких репрессий сегодня общеизвестна и каждый день пополняется все новыми и новыми сведениями!
К достижениям этого периода я бы отнес, как ни странно это звучит, формирование Министерства налогов и сборов А.Тимофеева. По единственной причине: с этого момента повальный грабеж донецкого бизнеса приобрел, наконец, хоть сколько-нибудь упорядоченный характер!
Однако, в дальнейшем события развивались в русле донецкой ментальности, радикально не совпадающей с надуманными логическими построениями А.Суркова.
Созданный А.Караманом аппарат управления, ни в малой степени не зависимый от населения, начал штамповать нормативные акты, без всякой оглядки на Конституцию, в собственных интересах. Наиболее показательным. в этом смысле (в силу того, что затрагивает фундаментальные основы свободы личности), стало Постановление за подписью А.Захарченко, позволяющее сотрудникам силовых ведомств, без суда, подвергать долговременным арестам любого, не понравившегося им человека, якобы для "пресечения противоправной деятельности". Но и другие министерства и ведомства - каждое в сфере своей компетенции -"нарисовали" не менее убийственные документы, уничтожающие свободы и бизнес в Донбассе на корню! Министерства "рисовали", а ручной парламент, под руководством зависимого и подлого Д.Пушилина, все подряд "визировал". (Д.Пушилин, кстати, и сам был не прочь прибегнуть к репрессиям; например, с его подачи я был подвергнут пыткам весной 2015 года; но возможности Д.Пушилина были, разумеется, много меньше возможностей "Бати" А.Захарченко).
Далее силовые спецподразделения - в сущности, ведомственные "армии" - стали создаваться в отдельных Министерствах. Часть из таких "армий" просто числились в штате Министерств, а подчинялись лично А.Захарченко, часть - подчинялись своим министрам, но выполняли не определенные Законом задачи министерств, а находились в личном распоряжении конкретных министров, как, скажем, УБОП при министре МВД ДНР, А.Диком. При этом вторую линию обороны Донецка начали создавать добровольцы из числа местного населения, по руководством лидеров батальона "Восток" - вот, до чего дошло дело! Ресторанный бизнес и вообще пищевая промышленность обогнал угольную отрасль в общей структуре экономики ДНР!
А.Захарченко дошел до того, что пытался расставить личных охранников на должности глав малых городов Донбасса. Что творилось в Народном Совете, возглавляемом Д.Пушилиным - это вообще "песня": донецкие чиновники определяли туда своих любовниц, перекладывая обязанности по их содержанию на государство, А.Захаченко - опять же - своих охранников. Двухпартийную систему Вл.Суркова А.Захарченко разрушил путем создания третьего ОД - «ОПЛОТ» и - дальше-больше! - отстранив Д.Пушилина от рычагов управления «Донецкой Республикой» и, вопреки всякой логике, внедрив в руководство ОД «Донецкая Республика» руководителя личного ОД А.Захарченко "ОПЛОТ", А. Завадеева.
В общем, "все смешалось в доме Облонских"!
Апофеозом идиотического самоуправства окружения "тихого, серого" А.Захарченко, в том числе, и приставленных к нему Вл.Сурковым, А.Казакова и «майора- писателя» З.Прилепина, стало объявление о создании на базе исторического Донбассе никогда не существовавшей на этих землях "Малороссии". Репрессии после этого еще продолжались. Но даже самым лояльным приверженцам "плана Вл.Суркова" с этого момента стало очевидно, что, в лице А.Захарченко, мы имеем дело с дураком обыкновенным. Крайне необразованным, тщеславным, властолюбивым, с садическими наклонностями.
Что касается объективных показателей деятельности команды А.Захарченко за четырехлетний период, то неоднократно писал об этом:
а. на международной арене голос ДНР отсутствует, как факт: жизненно важные вопросы населения Донбасса решает, кто угодно, только не представители ДНР; "Минская группа" занимается игрушками, Д.Пушилин там выполняет единственно доступную ему роль: магнитофона;
б. внутренней политики в республике нет. Ее заменили репрессии. Причем, репрессии бессистемные, по существу, бессмысленные. Просто жестокость. Политический садизм. Придуманные Вл. Сурковым "ОД" стали средством расхищения государственного бюджета, аналогичным Министерству иностранных дел, периода А.Кофмана;
в. экономические реалии ДНР любой житель может оценить, заглянув в семейный холодильник. К этому нечего добавить, что бы не рассказывали PR-щики А.Грановского и М.Пироговой по телевидению. Просто загляните и все: все станет ясно. Поскольку пусто!
г. эффективность информационной политики суть разница между содержанием упомянутых холодильников и контентом телевизионных передач. Здесь также, по моему, все понятно!
е. На фронтах нет ни впечатляющих побед, ни трагических поражений. Но есть убийства. Почти ежедневные убийства одного-двух-нескольких рядовых людей. Зайдите на любое донецко-макеевское кладбище, посмотрите на количество свежих могил. Это - все, что можно сказать о военной деятельности команды А.Захарченко!
Можно, конечно, продолжить этот список. Поговорить, например, об уровне зарплат в Донецке (недавно городской Ботанический Сад озвучил вакансию в 2.3 тыс.рублей), о тотальной безработице. Но есть ли смысл?
Мне кажется, абсолютно ясно одно: система, задуманная Вл.Сурковым летом 2014 года для Донбасса и Украины развалилась. И более того: не могла не развалиться! А ДНР стало очередным тяжким обременением для РФ; Украина, в лице ее элиты, в текущей ситуации, только выигрывает, поскольку существования республик в 31.1% территорий бывших Донецкой и Луганской областей - удачный повод для получения безвозвратных западных кредитов, в условия пресечения доходности от воровства из транзитной "трубы".
***
Телеграм-канал "Донецкий абориген" вчера сообщил, что Народный Совет Д.Пушилина принял очередной "Закон" о том, что они самостоятельно будут принимать решение о том, когда инициировать избирательную кампанию.
Вообще говоря, законное переизбрание действующей "команды" - лучший вариант для ДНР/ЛНР. То есть, без всяких "революций", "переворотов", аналогичных луганскому. Просто переизбрать и все! И даже ресурсов особенно тратить не придется: так А.Захарченко с "ОПЛОТом" все надоели в Донецке! И наоборот: не хватит никаких денег, чтобы переломить настроение населения!
Вместе с тем, понятно, что действующие власти совершенно не готовы к новой ситуации (так, кстати, было и с "ПР" в 2014 году!) Они не готовы не только повлиять на нее, но и просто спокойно уйти. Взять те же самые ОД! Для распила бюджета - инструменты, конечно, удобные. Но насколько пригодные для реальной работы с населением?
В соответствии с "Минском", политическая активность сегодня объективно перемещается на муниципальный уровень. А ОД изначально задумывались, как региональные инструменты. Здесь нужна, мне кажется,сетевая структура, похожая на ту, что находится в руках А.Пургина! Или, о крайней мере, бюрократические связи, как те, что обеспечили победу на «праймериз» в ДНР Игорю Мартынову в 2016 году. ОД просто не годятся! Вообще ни о чем!
***
Что можно сделать в текущей ситуации для блага ДНР?
Повторю, пожалуй, вчерашний пост - в нем пунктиром, но кое-что сказано, а именно:
"Давайте начнем с того, Елена, что выбирать не на что. Не было такой должности "глава республики" в Конституции ДНР до осени 2014 года. И как появилась там - не понятно!
Выборы главы не предусмотрены Минским форматом, утвержденным подписями самих А.Захарченко и И.Плотницкого. Они сами, по существу, аннулировали свои должности. Так что выбираем, собственно, на место, которого не существует.
Разумеется, какие-то координирующие органы в ДНР должны существовать. Но формировать их должны местные советы (советы городов, поселков, районов), после избрания. Армия должна оставаться централизованной, пока укры не отошли. А вот, полицию нужно переподчинить муниципальным образованиям. Как это предусмотрено Минском. Штат МГБ привести в соответствие с реальным количеством населения. И провести там переаттестацию на знание законов ДНР. И разоружить ведомственные "спецодразделения", которые съедают бюджет, а пользу фронту и Республики приносят ноль. Только вред! А еще - нужно создать Конституционную комиссию, которая «зачистит» «авгиевы конюшни», накопленные НС Д.Пушилина, приведет весь корпус законов, нормативных и подзаконных актов в соответствие с Конституцией ДНР. Нужно поднимать значение судов и прокуратуры. Реально поднимать, выделяя средства и полностью комплектуя штаты. Нужно обеспечить реальную независимость судов. А не так, как нынче... Обеспечить нормальную работу адвокатов и СМИ. Нужно реформировать пенитенциарную систему, решительно сократив управленческий аппарат и количество исправительных учреждений. Провести широкую амнистию, ЗК, осужденных украинскими судами, передать Украине, где большинство из них подлежит УДО, российских ополченцев - в РФ, а дела местных пересмотреть, имея ввиду возможность амнистии. Радикально пересмотреть налоговую политику, а главное - практику! Добиться, наконец, реального взаимодействия с МИДом РФ (у республики должно появиться собственное "лицо" на международной арене!; сколько можно терпеть, когда важнейшие для выживания людей Донбасса вопросы решают кто угодно, кроме самих донбассовцев?)
Силовики должны подчиняться гражданскому лицу. Хотя бы потому, что гражданских в Республике - подавляющее большинство. Ну и т.д., и т.п.
Другая конструкция власти нужна.
Другая стратегия (нацеленная на Большой Донбасс/"Новороссию", ибо на 31.1% территории бывшей Донецкой области индустриальный Донбасс объективно не выживет), другая программа, иная цель".
***
Что касается, выборов в ДНР, то они обязательно, на мой взгляд, пройдут.
Не могут быть отложены! Не смотря на явное желание команды "ОПЛОТа" и окружения Д.Пушилина.
И не только потому, что действующие власти полностью выработали свой политический ресурс.
И сегодня, как внутренняя, так и внешнеполитическая легитимность режима А.Захарченко выглядит более, чем сомнительной. После 02 ноября 2018 года она будет сведена к абсолютному нулю. Еще тяжелее ситуация у Л.Пасечника в Луганске, ибо результаты переворота нужно легитимизировать, а это можно сделать только посредством выборов.
Без внутренней легитимации внешняя невозможна априори. Здесь даже разговаривать никто из серьезных людей не будет: не о чем! И это, разумеется, - не в интересах РФ, в том числе, в контексте диалога-противостояния РФ-Запад.
Так что выборы в ЛНР/ДНР, полагаю, состоятся, не смотря на сопротивление действующих властей.
Еще раз: это должны быть муниципальные выборы.
Давайте отталкиваться от этого!
Спасибо!
С уважением,
Роман В.Манекин