Три дня в Туве. Часть 2.

Mar 09, 2020 12:19

Утром 24-го в здании правительства республики (sic!) состоялось пленарное заседание-открытие юбилейной конференции «III Ермолаевские чтения», на котором с речами и рабочими докладами выступили хозяева и почётные гости. Уже начавшееся мероприятие «щёлкать» не решился, выкладываю снятое перед открытием.


В перерыве состоялось оригинальное действо  - устроители торжества гасили почтовые карточки, посвящённые 90-летию музея, специально изготовленным штемпелем с юбилейной же надписью, которые продавали желающим. Таковых было много, карточки шли «на ура».


В перерыве же, проходя по коридору первого этажа, обнаружил пару придверных табличек, оказывается, здесь принимает посетителей депутат Госдумы Л.К. Шойгу. Другая сообщает о работе ещё одного депутата Тувы, Л.Б. Нарусовой, она должна принимать своих избирателей  каждый вторник и среду. Неужели реально принимает согласно заявленному графику, добираясь в Кызыл из Москвы?  Если действительно так, то моё почтение.


Вторая, послеобеденная часть конференции состоялась в самом музее, где докладчики выступали по секциям. Наша расположилась  в выставочном зале, посвящённом Субэдею, знаменитому полководцу Чингисхана, уроженцу Урянхая (древнее название Тувы), под чьим командованием в XIII веке «монголо-татары» (этнический состав войска был сложнее) завоевали в том числе и большую часть России. В Туве почитают этого военачальника; во всяком случае, мне довелось увидеть памятник (об этом ниже), а в продаже - посвящённые ему печатные издания. Великий завоеватель прошлого стоит с боевым конём, а рядом с научными докладами выступают жители современной Тувы и их гости.

На снимке ниже - выступление монгольских исследователей, прибывших из граничащего с Тувой аймака Увс. Собственно докладчик - молодая женщина слева, она зачитала доклад по-монгольски, справа её коллега постарше, она переводила на русский. Это иллюстрация состояния преподавания русского языка в современной Монголии, младшее поколение владеет им намного реже старших. Как мы узнали из разговора с монгольскими коллегами, среди молодёжи их страны сейчас популярно изучение английского и корейского языков; многие отправляются в Южную Корею на заработки.


Стоит обратить внимание и на одежду: казалось бы, платья, что в них такого? Они выкроены по образцу монгольского костюма, собственно, это и есть монгольский костюм в современном исполнении. Налицо стремление без демонстративного выпячивания, но вполне со вкусом и, что называется, стильно сохранить в одежде национальные черты.




По окончании чтения докладов в столовой музея состоялся перекус «кофе-брейк». Должен отметить тамошнюю выпечку (прочее не попробовал) отличного качества.

Далее участники конференции проследовали в Дом народного творчества на культурную программу, посвящённую 90-летию  Национального музея. Дождавшись начала концерта с выступлением лучших тувинских песенных и танцевальных коллективов, я, каюсь, сбежал. Уж больно хотел пройтись по набережной Енисея, полюбоваться видами, которые накануне заметил из проезжавшего по мосту автомобиля.

Верхнюю (по течению реки) часть набережной украшает скульптурный комплекс работы именитого бурятского мастера Даши Намдакова «Центр Азии». Автор воплотил узнаваемые образы бытовавших на берегах Енисея культур и народов.


Центральной является сложная композиция: её основание - усечённый конус, по его граням тянется обрамлённая вершинами Саян полоса степи, по которой течёт Енисей.  На речных берегах художник поместил древнетюркскую «каменную бабу» (да не обольстится русский читатель названием, эти «бабы» мужского пола) и буддистскую ступу. Енисей превращается по авторскому замыслу (или сугубо по моему разумению?) в ленту времени, не только в пространство, но и в символ сменяющихся, и в то же время неразрывно связанных, эпох.


На верху конуса стоят три китайских собако-льва Фу (если не ошибаюсь), они же «небесные львы Будды», на их спинах покоится земной шар, из которого на десятки метров вздымается ввысь знакомая нам, но уже огромного масштаба, скифская заколка царского кургана «Аржан-2».


Вышеупомянутая центральная композиция окружена изваяниями двенадцати животных восточного календаря. Левее особняком помещена сцена охоты, выполненная с узнаваемой авторской экспрессией: на конях стремительно скачет скифская царская пара.


Со слов местных жителей, в действительности центр Азии находится напротив Кызыла, на другом берегу Енисея. Это вершина горы, под которой текущий вдоль её левой стороны Большой Енисей (тув. Бий-Хем) и текущий вдоль правой Малый Енисей (Каа-Хем) сливаются в единое русло. Не знаю, действительно названный центр столь удачно пришёлся близ Кызыла, или это местный фольклор, но фото горы привожу.


Увеличенный фрагмент того же снимка: гора над слиянием Енисеев, она же - местный центр Азии № 2. Её вершина увенчана пирамидой из стволов (?), размером не уступающих растущим у подножья деревьям.


Ещё вид с набережной Енисея.


В расположенном рядом со скульптурным «Центром Азии» кафе отведал тувинской пищи: ломтики жареного мяса, манчы - местные манты, жареные пирожки с мясом, похожие на чебурек, хуужур. С пылу-с жару, горячо, вкусно, особенно под бокал прохладного пива.


Стены кафе украшены постерами с древними мотивами петроглифов Сибири.




(окончание следует)

Тува

Previous post Next post
Up