Доработка Nikon AF-S Teleconverter TC-17E II

Jan 15, 2015 10:00


... или как отсечь лишнее.
Начинающий фотолюбитель обычно более склонен к компромиссу, нежели его бывалый товарищ. Если последний пребывает в уверенности, что хорошее стоит недешево, универсального объектива не существует, а снимает не камера, а фотограф. То новичок не готов выкладывать крупные суммы на непонятные большие объективы и полнокадровые тушки, ищет вдохновение в старой советской оптике с ручной фокусировкой, готов к экспериментам по ее установке через всевозможные переходники на купленную с рук тушку. В итоге ключевым словом первого предложения было не "начинающий", а "фотолюбитель". Именно к ним я себя непременно причисляю. Иначе мне самому себе сложно объяснить, почему я до 3:00 ночи не спал, но пилил. Что интересно, напильником...

Объектом моих издевательств стал телеконвертер. Он же "экстендер"  AF-S Teleconverter TC-17E II от Nikon. Сначала впрочем стоит упомянуть о том, зачем вообще фотографу нужны эти самые конвертеры. Объяснение тривиальное: они ПРИБЛИЖАЮТ. Ну представьте, что у вас есть объектив с диапазоном фокусных расстояний 70-200 мм. Установив между ним и фотокамерой например конвертер AF-S Teleconverter TC-20E III мы увеличим эти расстояния ровно вдвое. Получим 140-400 мм, ведь правда классно!




Тут самое время вспомнить прописную истину о бесплатном сыре и попытаться понять, чем мы платим за великолепную возможность легким движением руки увеличить ФР (фокусное расстояние) своего объектива в 2 раза?
Взять хотя бы стоимость самого конвертера. Фирменные или "родные" устройства (Nikon, Canon и другие Sony) стоят достаточно прилично. Экстендеры третьих фирм, совместимые с указанными системами можно купить дешевле. Разумеется производитель гарантирует совместимость и конечный результат только для своей техники. Т.е. для сторонних устройств вам придется самостоятельно решать вопросы настройки и/или юстировки. Сервис-центр вашу авантюру может не поддержать.

Касаемо модельного ряда.  Известно, что у Canon есть устройства 1.4х и 2.0х. В линейке родных устройств компания Nikon предлагает конвертеры с множителями: 1.4х, 1.7х и 2.0х.  Причем вариант 1.4х предлагается уже в 3-ей версии, 1.7х - во второй, а 2.0х - тоже в третьей. Лучше приобретать последние версии оптики.  Они выдают более качественную картинку по сравнению со своими предшественниками.

Другой существенный минус нашего великолепного решения это цена. Текущие тикеры в наше непростое время на яндекс.маркете выглядят так (14.01.2015 при $1=66 руб):

Nikon AF-S Teleconverter TC-14E III по предзаказу просят 30 т.р.
Nikon AF-S Teleconverter TC-17E II - от 19 до 26 т.р.
Nikon AF-S Teleconverter TC-20E III - от 20 до 32 т.р.

К сожалению линейка этих устройств в силу ограничения оптических свойств совместима не со всем парком оптики самого производителя. В сопроводительной документации к экстендеру обычно есть список совместимых объективов (как правило это недешевый сегмент). Перед покупкой обязательно предварительно проверьте совместимость со своими стеклами. Откуда же берутся эти ограничения?

Увеличивая фокусное расстояние, телеконвертер уменьшает светосилу объектива. Если например установим 2.0х конвертер на AF-S 300 mm F4 Nikkor, то получим ФР 600 mm и диафрагму F8. С такой диафрагмой удобно снимать лишь при хорошем освещении и лучше со штатива. Запомнили эту цифру F8? Сейчас мы к ней вернемся. Обратите внимание, что недорогие объективы имеют в своем обозначении некие цифры, например f3.5-5.6. Вторая цифра показывает диафрагму на максимальном ФР для данной модели и оно редко бывает больше цифры 5.6. Знаете почему? А потому, что если стекло будет темнее, чем f5.6 это возможно помешает нормальной работе автофокуса камеры. Фотик будет гонять линзы объектива туда-сюда пытаясь навести фокус. В последних моделях камер Nikon ( D4х, D8xx, D750) установлен усовершенствованный модуль AF(автоматической фокусировки), позволяющий фокусироваться при диафрагмах со значениями больше f5.6. Как бы то ни было, скорость фокусировки при этом снижается тем заметнее, чем больше множитель конвертера. Если вы не хотите потерять в скорости, в нынешних условиях можно использовать лишь модели 1.4х(или 1.5х от третьих производителей). Хотя например фотограф-анималист Сергей Осипов с его проектом Птицы в кадре успешно использует связку AF-S Nikkor 300mm f/4 D IF-ED и Nikon AF-S Teleconverter TC-17E II на своей уже не слишком современной Nikon D80. Как говорится, прямые руки и голова на плечах творят чудеса. Отличный у Сергея сайт. Рекомендую!

1. С рук снимать этой связкой (AF-S Nikkor 300mm f/4 D IF-ED и Nikon AF-S Teleconverter TC-17E II) вполне возможно. У меня таким образом вполне получилось запечатлеть куликов в полете.


2.


Еще одно отличное применение связки "объектив+телеконвертор" это видеосъемка. Сами понимаете, даже если качество попиксельного изображения неизбежно деградирует, съемке видео это совсем не мешает. Там пока живет Full HD с его 1920 пикселями по ширине. Кстати, здесь на помощь фото(видео)любителю приходит давно утвердившийся в рядах фотокамер способ фокусировки по контрасту в режиме Live View. Похоже, что на этом плюсы и минусы экстендера почти подошли к концу. А  мы - собственно к теме.

Я намеренно не упомянул одну из теоретических возможностей. Что будет если один телеконвертер прикрутить к другому? Ответ в принципе прост. Множители умножатся, ФР еще больше увеличится, светосила еще больше упадет. Причем до таких значений, при которых остается лишь возможность ручной фокусировки. А если вместо фазовой попробовать фокусировку в режиме Live View? Верно! Она отработает как обычно. Для этого необходимы лишь условия достаточной освещенности. Короче, я решил попробовать.

3. В моем распоряжении была пара конвертеров Nikon AF-S Teleconverter TC-17E II  и Nikon AF-S Teleconverter TC-20E III. При успешном их совмещении мои 300 мм превратятся в 1020 мм. Я ничего не путаю? 2 х 1.7 = 3.4


При осмотре видно, что хвостовик большого брата допускает стыковку с меньшим без непосредственного контакта блоков линз. Уже хорошо! Таким образом возможен лишь один корректный вариант установки: камера + TC-17E II + TC-20E III +  объектив. Установить конвертеры в обратном порядке не выйдет. Стекляшки будут упираться друг в друга.

4. Однако попытка совместить две модели тут же, к немедленному успеху не привела.


Настоящая авантюра требует крепкой руки, отвертки и, как показала практика, хорошего напильника.
Дальнейшие измышления и фото я привожу как иллюстрации к чувству собственного любопытства, а никак не в виде руководства к действию!
В любом случае, подобные модификации лишают владельца права на гарантийный ремонт устройства в сервисных центрах производителя.

5.


6. Как выяснилось в процессе изучения вопроса, успешной стыковке двух девайсов препятствовал небольшой выступ на female-байонете TC-17E II. Скорее всего он предназначен, чтобы воспрепятствовать установке на него объективов отличных от AF-I/AF-S.


7. Решено было от него избавиться. Не стану скрывать, я не первый, кто взялся допилить устройство под свои туманные потребности.


8. Чтобы снять кольцо крепления байонета достаточно отвернуть 4 винта, затем аккуратно поддеть и снять колечко не зацепив расположенных ниже тонких и ВНИМАНИЕ! упругих пружинящих пластин.


9. Вот он этот треклятый выступ.


10. За окном ночь, шумные поиски тисков на балконе результата не дали. Видимо, кот спрятал их где-то в кладовке. За неимением дремеля, берем напильник и потихоньку стачиваем выступ. Форма кольца подсказывает нам форму рабочей поверхности инструмента.


11. За 5 минут выступ превратился в опилки, остатки которых надо было тщательно удалить с колечка. Протер, продул, протер, продул.... Протер еще 100500 раз! Нам опилки не нужны.


12. Возвращаем кольцо на место.


13. Сравниваем доработанный вариант с нетронутым.


14. Вуаля! Стыковка состоялась. Если конвертер садится слишком туго и с натягом, значит где-то немного недоточили. Лучше отвернуть винты и поработать напильником еще немного.


15. Так выглядит конструкция на AF-S 300 f4.


16. В сборе с тушкой.


17. Полноценные (если можно так сказать) или не очень тесты скорее всего будут  проводиться в выходные. Но поскольку руки то чесались, достал штатив и сделал несколько кадров в стесненных условиях. Из коридора метров с трех снимал хлам на кухонном столе.


18. Следующие две фото кликабельны до полного размера (Осторожно!!! D800). Лампочка на кухне слабая. В этой связи фазовая фокусировка хоть и работала, но очень неуверенно. Поэтому наводился в режиме Live View.



19. Эти "прекрасные" кадры в полной мере дают нам оценить, насколько много, просто чудовищно много пыли вокруг нас! Хм... Это пост не о рекламе пылесосов, поверьте! А еще по углам на матрице наблюдаются артефакты. Продуть-почистить уже не хватило сил. Простите и сильно не пинайте.



Небольшой промежуточный итог состоит в том, что прямые руки всем к лицу. А если серьезно, то вынося за скобки проблемы автофокусировки, можно считать полученные результаты (изображения) вполне приемлимыми, а для съемки видео так и прямо привлекательными.

Выявился еще один небольшой положительный момент. Переноска двух устройств вместе гораздо удобнее раздельной.

Обнаруженный по ходу баг: D800 показывает некорректные значения ФР = 600 мм и диафрагмы = f8. Фактически там получается ФР = 1020 мм и диафрагма порядка f13. Впрочем это не мешает камере корректно измерять экспозицию.

20. Вот такая получилась граната.



Акромя представленных экземпляров возможна переделка TC-14E для стыковки и TC-20E. В итоге получаем  2.8x.

Вот что точно у вас не получится:
****************************
TC-14E и TC-17E физически несовместимы
TC-14E и TC-14E такая же фигня, они несостыкуемы
TC-17E и TC-17E ну вы поняли, даже не пытайтесь
****************************
Ну и пара зарубежных ссылок на англоязычные ресурсы: ТЫНЦ и ТЫНЦ.

Пожалуй это все. Как только наделаю тестовых кадров в окружающих реалиях, обязательно их покажу.

nikon af-s 300 mm f4, фототехника, nikon af-s tc-17e ii, d800, nikon

Previous post Next post
Up