До 2-й половины 1930-х гг. в Казани ощущалась нехватка кирпича, производство которого было направлено на покрытие потребностей гигантского строительства индустриальных объектов Казмашстроя (известнен и как Авиастрой в более узком значении). И потому на объекты соцкультбыта, в т.ч. и на жилые постройки, вполне мог употребляться вторичный кирпич (б/у).
Казанская товарная биржа.
Так на казанской товарной бирже в 1920-х гг, когда почти всё произвоство стояло, спрос на кирпич был огромный, но в предложениях лишь изредка мелькал "очищеный кирпич", т.е. бэушный, прошедший очистку от налипшего раствора.
Откуда массово появлялся вторичный кирпич?
Для 1920-х гг. достаточно понятно, - имелись разрушенные здания, в т.ч. из-за боёв шедших в самой Казани в период Гражданской войны. К началу 1920-х Казань представляла печальное зрелище, обусловленное последствиями гражданской войны.
Пришедшие в ветхость здания разбирали, в т.ч. долго смущавшие горожан руины сгоревшего городского театра располагавшегося в самом центре города, на границе 1 и 3-й городских частей старой Казани (стоял на пл.Свободы, где сейчас скверик с памятником Ленину).
Вообще здание городского театра многострадалец в части озхватывавших его пожаров. Последний пожар, случившийся в 1919 году, добил это здание окончательно. Как писал казанский историк Н.Ф.Калинин, к концу 1922 года в Казани из общего числа 10 000 насчитывалось 360 разрушенных и полуразрушенных домов, а весь остальной жилой фонд требовал капитального ремонта; на лучшей площади города возвышались мрачные развалины сгоревшего Большого театра.
В 1930-х гг. началась активная атеистическая борьба не только на идейном фронте, уничтожались и сами культовые объекты.
В зеречной 6-й части старой Казани, в районе Пороховой слободы тоже есть здание 1930-х гг. постройки, в кладке которого на кирпичных тычках
zufargaripov обнаружил не просто счётные метки, но конкретные дореволюционные клейма ПА и УБ.
Как раз в то время в Пороховой слободе был взорван православный храм. Скорее всего именно из его руин и добывался вторичный кирпич для постройки жилого дома в Пороховой слободе.
Подобная ситуация могла иметь место и со зданиями 3-й части Казани, постройки 1930-х гг., на фасаде которых видны кирпичи со счётными метками дореволюционного типа. И постройке здания 1932г. расположенного в Школьном (Катановском) переулке 4-й части города.
Возможно, старый городской театр и послужил частью строительного материала при возведении этих зданий. Хотя сомнительно, что кирпич оставшийся от театра берегли столь долго, т.е. до начала 1930-х гг. Но разрушенных зданий тогда в городе было ещё предостаточно.
Выражаю признательность за предоставленную информацию и материалы Сергею Купцову и Зуфару Гарипову.
* * *