13. О дяде Садри.

Sep 07, 2009 23:44

Нарочито задвинутый «непотопляемыми», дядя Садри, друг детства и двоюродный брат-одногодка моего папы, был известным деятелем культуры. Более того, в середине 1920-х о нём говорили, как о первом татарском национальном скульпторе. Ещё бы, ведь именно он своей работой из уральских самоцветов завоевал Большую Золотую медаль на всемирной выставке в Париже 1925 года. Эта работа понравилась и известному французскому писателю Ромену Роллану, после чего у них впоследствии завязалась переписка (дядя Садри по фотографиям делал бюст Р.Роллана). В 1930-е годы Садри Ахун возглавлял Союз художников ТАССР… В военное время на квартире дяди Садри жил известный писатель А.Фадеев. Ещё в начале 1950-х о нём тепло отзывался известный казанский историк Н.Ф.Калинин. Но по возвращению С.Ахуна с фронта в Казани в среде деятелей культуры произошли «некоторые» изменения и подвижки…



И хотя к юбилею Г.Тукая (1957) им.совместно с Л.Кербелем в 1958 году был возведён в Казани памятник выдающемуся татарскому поэту, ставший одним из символов, даже одной из визитных карточек Казани, о Садри Ахуне новые официальные лица Союза художников ТАССР, старались не вспоминать.
Сегодняшний поход по библиотекам принёс много интересной биографической информации о нём.


Во-первых, очень интересный рассказ о дяде Садри изложен у его старшего товарища
По цеху художников Н.Сазонова:





Но самую сногосшибательную информацию я обнаружил во второй книге воспоминаний (Память сердца) балерины Альфии Айдаровой - дочери Сары Садыковой:



Получается, что мы с ней некровные, но родственники, о которых принято говорить «седьмая вода на кисиле». Найдя координаты Альфии Айдарской через коллег Г.Ф.Валеевой-Сулеймановой в Институте татарской энциклопедии звоню ей сегодня же и выясняю, что младшая сестра Садри-абы - Марьям-апа, жива! Сейчас она живёт в Челябинске, ей уже за 80, но странно, что о ней не знали ни здесь, в Казани, ни сейчас не знают в Челябинске. Жив и сын Марьям-апы - Марат Садыков.
В принципе, Альфия Газизовна приходится мне некровной троюродной сестрой. Но, т.к. я очень поздний ребёнок, гожусь ей в сыновья. Да в принципе и своим старшим двоюродным братьям. Во всяком случае Сергей Ахунов (Сын Салиха Закировича) старше меня на 14 лет (7+7). Да и племянник Зуфар, сын Тагиры-апы тоже старше меня на 7 лет. Родился я через 7 лет после смерти дедушки Закира Залялетдиновича Ахунова, а другой сын Салиха Закировича, Виктор Ахунов старше меня на 7 лет. Вот такая нумерология…
UPD
Сейчас в живых два родных племянника Садри Ахуна и три его родных племянницы: Эмиль Ахунов (Челябинскъ), Мрат Садыков (Челябинскъ), Марварида (Челябинскъ), Наиля (Уфа), Альфия (Канада). Кроме того, у отца Садри - Салахутдина Залялетдиновича Ахунова был приёмный сын Садык, у которого была дочь Наташа, но о ней нет никакой информации. Одного родного племянника Садри Ахуна - Альфреда Курмаева уже нет в живых… С подачи Альфии Айдарской и подробной информации предоставленной моим троюродным братом Мратом Садыковым теперь я знаю почти весь состав Ахуновых по ветви Салахутдин-бабая. Да, понятно, что по метрике он был Салахутдин, а в миру просто Салах, так… по-татарски.
Биографический очерк Бреннерта о Садри Ахуне выпущенный в 1945 году нынче библиографическая редкость. У Мрата была эта книжечка, но кто-то её зачитал. Гузель Фуатовна Валеева-Сулейманова зная мои проблемы со сбором источников любезно предложила свой экземпляр этой книжки для сканирования. За что ей большое спасибо, а отсканировал я довольно быстро. Теперь могу поделиться с троюродным братом Мратом, этой редкой книги хотя бы в версии электронного формата.
UPD-2: Мрад нашёл свой потеряный экз Бреннерта и буклетик о С.Ахуне с именным автографом (книги нашёлись на квартире его мамы Марьям Салахутдиновны, по-видимому остались там после одной из общефамильных презентаций)



Казань, издания, Садри Ахун, родственники, 20 век

Previous post Next post
Up