Строительные нюансы деревянного зодчества прошлых эпох - пакля

Dec 19, 2021 15:16

Несколько странно было выяснить, что несмотря на использовании конопли в промышленных масштабах, нет упоминаний, что такой отход обработки конопли как пакля, в прошлые эпохи использовался бы для уплотнения стыков в клетях сруба. Впрочем, и само слово пакля имеет импортированную эмологию: болг. па́кулле, собир., польск. раkuɫ, -у мн. Заимств. из лит. pãkulos мн., лтш. pakulas, которые сближаются с лит. kùlti "бить, молотить".
Паклей называли очески пеньки - грубого волокна, получаемого при обработке конопли. А в более широкой трактовке так называют волокнистые отходы первичной обработки льна, пеньки и др. лубяных культур, непригодные для выработки пряжи.

Из-за простоты сборки деревянных срубов, а также дешевизны рабочей силы, основная селитебная часть Московского государства имела деревянную застройку. Кирпич европейского образца начал свое распространение в МГ лишь с наймом итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти для благоустройства обветшавшей территории московского кремлина, который до его прихода был в значительной степени деревянным, а не каменным. А употребляемый АФ кирпич стал называться здесь аристотелевым кирпичом.
Деревянная застройка была очень пожароопасной и потому дома знати, а впоследствии и наиболее богатого купечества были каменными с металлическими ставнями на окнах на случай защиты от летящей тлеющей золы при пожарах. Которая как раз и позволяла пожару быстро распространяться по деревянной застройке. А при открытых окнах и по деревянному убранству каменных зданий.
Вернемся к пакле и ее более ранней альтернативе.
Аглицкий мореплаватель К. Адамс, посетивший Россию в 1553-1554 гг., писал: «Дома в Московии строят из еловых бревен. В нижней перекладине вырубают желобок (так!), в который верхнее бревно входит так плотно, что ветер никак не продует, а для большей предосторожности между бревнами кладут слой мха» см. Иностранцы о древней Москве. Москва XVI-XVII веков. М., 1991. С. 42.
То же сообщает и его соотечественник Д. Флетчер (80-е - 90-е гг. XVI в.): «Дома их деревянные… построены весьма плотно и тепло из сосновых бревен, которые кладутся одно на другое и скрепляются по углам связями. Между бревнами кладут мох (его собирают в большом изобилии в лесах) для предохранения от действия наружного воздуха» см. О государстве Русском. Сочинение Флетчера. СПб., 1906. Стр. 18. (стр.33 в издании 1911 г.)
О конопатке мхом писал даже Адам Олеарий беспредельно насытивший казанские земли железом. Это 30-е гг. XVII в. см. Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию. Смоленск, 2003. Стр. 150.
В 60-е гг. XVII в. о конопатке мхом писал Мейерберг А. см.Путешествие в Московию // Утверждение династии. М., 1997. Стр. 84.
В том же XVII веке секретарь римского посольства Адольф Лизек отмечал что «Дома в Московии строятся низкие: на поперечные стены употребляется ель, а на продольные сосна; кроют дранью, березовой корой и дерном: от чего часто бывают пожары. В нашу бытность, Москва горела шесть раз, и каждый раз сгорало до тысячи и более домов» см. Сказание Адольфа Лизека о посольстве от императора римского Леопольда к Великому царю московскому Алексею Михайловичу, в 1675 году // Журнал министерства народного образования. - СПб., 1857. - Вып. 16. - Стр. 380-381.
Но скорее всего у Лизека под дерном подразумевается тот же мох. Хотя он описывает иные конструктивные особенности деревянных домов Московии.
Пока не удается найти сведения о том, когда же /с какого времени/ при сборке срубов начали массово использовать паклю.
Было упоминание, что во время завоевания Сибири был случай постройки сруба, где вместо мха в качестве уплотнителя был использован человеческий волос. Но что за источник не помню, и непонятно откуда взяли столько человеческих волос.




архитектура, библиотечное

Previous post Next post
Up