Конец XIX - начало XX века.
Это в дополнении поста
о выставке по стереопарам. Выставка и была по сути приурочена к выходу этой книги, которая на тот момент была в стадии подготовки.
Вчера Искандер абый позвонил мне и сообщил радостную новость, что могу заехать к нему и забрать свой авторский экз.
Очень рад что могу занести в свой актив и это издание. Хотя радость омрачается рядом факторов. В первую очередь не касающихся издания. Мой троюродный брат Эмиль Джаммелевич Ахунов попал в больницу с ковидным диагнозом и сейчас в очень тяжелом состоянии. Но живет он далеко, за тысячу с лишком км от Казани. Ситуация ухудшилась на этой неделе, о чем по ватсаппу сообщил другой троюр.брат. Этой ночью после такой новости практически не спал, не идет сон. Эмиль, 1939 года рождения, он сын
младшего брата скульптора
Садри Ахунасм.вторую половину страницы.
Собственно о книге, в которой я лишь один из множества участников этого издания.
все пикчерз кликабельны
Много раз поправлял всех редакторов и издателей - я не краевед, а просто исследователь. Что касается моего вклада в текст, видимо последние мои досылки корректировок по выявленным новым биографическим деталям фотографов, в книгу не вошли. Дело в том, что сейчас приходится информацию собирать по кускам медленно, поскольку работа в архиве ограничена скудным ковидным графиком посещений - не более одного полного дня в неделю. Мне делали поблажки, но и одного-трех дополнительных дней в месяц недостаточно для быстрого продвижения по теме, тем более у меня несколько основных, гораздо более приоритетных направлений исследований.
Конечно, для данной книги важна биографическая часть фотографов касающаяся их непосредственных занятий фотографией. А с этими данными скудновато. Но тем не менее рассмотрим одну из первых в алфавитном порядке биографий фотографов приводимых в книге в кач-ве такой биографической справки. Это Атаманов Петр Евграфович. Биографическая справка о нем в книге завершается следующими предложениями: По постановлению правления университета он был "уволен за невзнос платы". Дальнейшая судьба П.Е.Атаманова неизвестна. Сохранились лишь сведения, что после 1917 года он служил в Татцентррозыске.
Но это не так, сведений о судьбе Атаманова собрано побольше. Ниже приведу ту версию, которая высылалась, но не вошла в книгу. Кроме того, хотел бы отметить тех, кто оказывал помощь в поиске биографических сведений о фотографах занимавшихся стереосъемкой. Большинство фотографов приводимых в книге являлись выпускниками Императорского Казанского Университета, их дела находил в архиве, но… На старте изысканий биографий фотографов стереопар такую заметную помощь оказала мне Эльмира Исхаковна Амерханова, заведующая читальным залом Отдела редких рукописей и книг университетской библиотеки им.Н.И.Лобачевского, о чем я ставил в известность и тех, кому передавал биографические материалы. Упоминаю сам об этом хотя бы в своем жж.
Конечно, сложно упомянуть тех, кто делал не основной, как бы опосредованный вклад в это издание. Но считаю своим долгом упомянуть Эльмиру Исхаковну и др. сотрудников Лобачевки. Так же как и содействие сотрудников ГБУ ГАРТ, в первую очередь заведующих чит.залами Любовь Владимировну и Гульнару, а так же Резеду Мустафину, Гульсину и остальных сотрудниц занимающихся подбором дел. Отдельно лояльность проявленную к моим проблемам первым зам.директора ГБУ ГАРТ Риммой Раисовной Сибгатуллной.
А теперь привожу полную версию биографии П.Е.Атаманова которая не была опубликована, возможно из-за ряда нелицеприятных моментов в биографии этого интересного фотографа. Увы, не сумевшего выдержать испытания "медными трубами" не в части известности, а наделения властью. Впрочем, и сам я не очень успешно выдержал подобное испытание.
Атаманов Петр Евграфович
Биография этого человека, складывавшаяся на переломе эпох шла путем неожиданных поворотов. Впрочем, с точки зрения нынешнего исторического опыта, не очень то неожиданных.
Православного вероисповедания сын елабужского купца Евграфа Петрова Атаманова и законной жены его Параскевы Гавриловой, Петр Евграфович Атаманов родился в г.Елабуга Вятской губ. 12 декабря 1882 г. Он не пошел по торговой линии отца, потому имел статус мещанина. Купеческое сословие не являлось наследным, ни даже пожизненным. Для сохранения купеческого статуса необходимо было ежегодно «объявлять свои капиталы». Уплачивалась соответствующая пошлина за годовое купеческое свидетельство, которое давало право торговли как купца.
Сначала у юного Петра Атаманова все шло размеренной чередой, награждаемой за усердие и прилежание небольшими успехами. С 17 авг. 1892 г. при отличном поведении П.Е.Атаманов обучается в Елабужском реальном училище и 5 июня 1902 г. завершает полный его курс по основному отделению с удовлетворительными оценками. Что давало ему при вступлении на гражданскую службу право, изложенное в статье 99 Свода Законовтом III (издания 1876 г.) Устава о службе по определению от правительства. А по отбыванию воинской повинности он мог воспользоваться льготами по образованию, предоставляемыми учебными заведениями второго разряда.
После окончания основного курса елабужского реального училища он с 17 августа 1902 г. по 5 июня 1903 г. обучался в дополнительном классе елабужского реального училища, будучи аттестован по всем предметам удовлетворительно, а по черчению даже на хорошо. Теперь он мог поступить в высшее специальное училище, подвергаясь только повторному испытанию.
В 1904 году Атаманов призывается в Елабуге к исполнению воинской обязанности, но получает отсрочку на год с формулировкой «для устройства хозяйства, а также с возможного согласия родителей увольнения его из мещанского сословия». Но к этому времени его родителей уже нет в живых. От мещанского старосты г.Елабуги он получает «Увольнительное свидетельство», пояснявшее что препятствия на право поступления Атаманова в одно из высших учебных заведений для продолжения образования, не встречается.
С полученным увольнительным свидетельством П.Е.Атаманов в 1905 году поступил на учебу в Томский технологический институт. В период этой учебы, параллельно с институтскими занятиями, в ноябре 1906 года Атаманов на основании циркулярного распоряжения Министерства Народного образования от 30 июня 1906 года за №12421, подвергается в Томской мужской гимназии, испытанию по латинскому языку за курс гимназий, обнаруживая при этом познания удовлетворительные.
Однако Петр Евграфович Атаманов числился студентом Томского технологического института лишь до 1 июня 1907 г. С этого времени начинаются непростые повороты в его биографии. В отсутствие родительской поддержки Петр Евграфович был уволен из числа студентов института за невзнос платы за обучение.
Тем не менее, после отчисления из Томского технологического института П.Е.Атаманов не унывает. Изыскав необходимые средства, он решает поступать в казанский императорский университет. Его прошение о поступление на юридический факультет университета действительным студентом, было принято канцелярией проректора 23 июля 1907 г.
Атаманова зачисляют студентом на юрфак с осеннего полугодия 1907 г. Его обучение в университете продолжается до весеннего полугодия 1913 г.
За весь период университетского обучения он показал удовлетворительные знания, ни в чем предосудительном замечен не был и аттестовался поведения отличного.
Однако зачтено ему было 6 полугодий и не зачтено 4 (1911-1912 и 1912-13 учебных годов), это в части успешности обучения. Но основную проблему внёс ещё один существенный фактор. По постановлению правления университета от 17 декабря 1913 года он, Атаманов П.Е., из числа студентов университета был уволен за невзнос платы в осеннем полугодии 1913 г.
На какой-то момент следы П.Е.Атаманова в архивных документах теряются. В немногочисленных архивных документах связанных с его персоной начиная с революционной поры, он обнаруживается вновь 1 июля 1917 года, как податель прошения «О поступлении на военную службу юнкером в Казанское военное училище», входящий №4678. Как развивалась судьба новоиспеченного юнкера, из документов неясно. Как будто даже он был зачислен в 5 роту. Но в деле имеется лишь не датированная виза о возврате Атаманову поданных им при поступлении документов.
Вновь Петр Евграфович Атаманов начинает фигурировать в архивных документах лишь в октябре 1920 года, как владелец удостоверения следователя Уголовного розыска города Казани, с полагающимися такой должности полномочиями. Видимо при принятии его на службу в Центррозыск Татреспублики, учли лишь у П.Е.Атаманова наличие неполного юридического образования. А о своих прежних намерениях обучаться в юнкерским училище, новое руководство Петр Евграфович скорее всего благоразумно решил не знакомить. Несомненно, сказалась в этом случае и нехватка юридически квалифицированных кадров. Поскольку грамотные юристы и прочие специалисты обеспечения законности и правопорядка в это переломное время были преимущественно из числа бывших, но «сочувствовавших» новой власти.
С февраля 1921 года П.Е.Атаманов следователь 2-й группы отд.угрозыска при главмилиции. В начале этого года ему уже исполнилось полных 38 лет, он женат имеет двоих сыновей, при этом продолжает свое юридическое образование в Казанском университете. 29 апреля того же года он пишет начальству заявление уже как следователь Центррозыска, что полтора месяца до этого он поступил на службу как студент университета, до начала весенней экзаменационной сессии. Ссылаясь при этом как на свидетеля такой договоренности, на прежнего начальника угрозыска тов.Рубанова. И чтобы не потерять весь учебный год, «вечный студент» Атаманов просит уволить его с 1 мая. Прошение удовлетворяется с опережением графика. Атаманова отчисляют 29 апреля 1921года.
17 сентября 1921 гола, Атаманов П.Е. проживающий по ул.Нижне-Федоровской д.№47 кв.№5 пишет прошение начальнику Центррозыска Татреспублики: Имея университетское юридическое образование, стаж правозаступника при отделе юстиции и следователя при Центррозыске Татреспублики, прошу зачислить меня в штат следователей во вверенное вам учреждение. Казалось бы все складывается удачно… Но вновь поворот в биографии - арест ЧК. Правда из той истории нашему Атаманову выпутаться, хотя и с заметными репутационными потерями. Причём арест был произведен обосновано, за злоупотребление служебным положением как сотрудником угрозыска и иные сопутствующие «грешки».
О недавней встряске его судьбы свидетельствует отпечатанная на машинке «Справка от 12 августа 1923 г.», которая… Дана тов.Атаманову Петру Евграфовичу в том, что он действительно служил в должности следователя с 16 сентября 1920 г по 18 ноября 1921 года и уволен как арестованный Татчекой.
Именно так было напечатано Татчекой, потом машинистка исправилась, перебив окончание слова на Татчека.
Приговор Чрезвычайной Комиссии уже 39 летнему П.Е.Атаманову и нескольким его сообщникам был зачитан 24 января 1922 г. Он был лишен свободы сроком на три года при менее строгой изоляции с зачетом предварительного заключения т.е. с 16 ноября 1921 г. Но как видно весь срок заключения он не отбывал. Поскольку как приведено выше в августе 1923 г. он уже обращался на место прежней службы за справкой.
Получив справку, на следующий день, 13 августа 1923г. Атаманов подаёт в Центррозыск АТССР заявление следующего содержания: Настоящим прошу выдать мне справку о временной службе в Центррозыске в качестве следователя (приблиз. с авг. 1920 - 16 ноября 1921 г.), каковая справка мне необходима для предоставления в Коллегию защитников на предмет поступления туда без экзамена.
Как далее сложилась судьба Атаманова, были ли в ней ещё непростые повороты биографии, архивных документов повествующих об этом разыскать не удалось.
Это по Атаманову.
Очень кратко представлена и биография фармацевта и фотографа-любителя Ивана Евдокимовича Бусоргина. В дореволюционные годы, да и в начальную пору советской власти, он был уважаемым человеком и специалистом аптечного дела. Но вскорости бездушная гос.машина перемолола в пыль и его судьбу.
Но хватит уж на сегодня трагических историй…
Мой вклад в издание был по сути платой за предоставленную Маратом Хабибуллиным при посредничестве Искандера Габдрахмановича Камала, важную документальную информацию к моей готовящейся книге. Да еще плюсом получил экз книги по стереопарам. Но у меня только один экз. , поэтому порадовать камрадов таким подарком не имею возможности.