Кучу вопросов поднимает упоминаемая по учёбе в Челябинской гимназии и в Казанском частном учебном заведении учреждённом О.М.Эккерт, некая Фатима Галеева. Кроме того, барышня с таким именем и фамилией фигурирует на семейных открытках.
На одной открытке:
Нәзакәтле дустым Өммегөлсемгә бик күп сәлам бәгъдендә вә һәм Рокыя илә Әминәгә бик күп сәлам күндердем. Вә дәхи әнидән Кәшифә апайга бик күп сәлам күндердем. Вә дәхи үземез сәламәтләрмез.
Вә һәм сезгә күптән хат язмакчы идем, язып булмады. Вә дәхи үзегез “Хатыннар эше” Фәтхулла хәзрәтнең 3 пьесын укыганыгыз бармы? Вә дәхи “Байлар хәле, Мәскәү хаккый” дигән китапны укыганыгыз бармы? Без “Хатыннар эше” дигән китапны алган идек, башка китап алмадык. Моны язарга белмәдем дә, ошбуларны яздым, пычратып бетердем. Вә һәм үзегезгә мәшәкать булмаса, бер хат языгыз. Бик ямьсез булды, зинһар гаеп итмәгез. Бер кешегә дә күрсәтмә.
Имза Фатыйма Галиева
Перевод:
Подруге Уммугуьсум огромный привет, а также Рукие и Амине. А также тете Кашифе от мамы привет. Сами живы, здоровы
Давно хотела вам написать, но не получилось. Вы прочитали пьесу Фатхуллы хазрата “Дело женщин”, а так же “Состояние богачей, истинная Москва”? Мы взяли книгу “Дело женщин”, другую книгу не взяли. Не знала что писать и написало это, испачкала все. Если вам не трудно напишите письмо. Очень не красиво получилось, извините пожалуйста, не показывайте ни кому.
Подпись: Фатима Галиева
(Галиева, это по современной орфографии, т.к. распознание текста и перевод делала Гимазова Рафиля)
Другая:
Гаед Шәриф берлә мөҗәнә тәбрик итәрем. Дустым Өммегөлсемгә дустың Фатыймадан
Перевод:
Поздравляю с праздником Гаед. Подруге Уммугульсум от подруги Фатимы.
По наводке Дениса Николаевича, книга Т.А.Биктимировой «Ступени образования до Сорбонны» идентифицирует упоминаемую там ученицу челябинской гимназии и училища О.М.Эккерт, как одно лицо. Даже в сводной таблице учениц-татарок обучавшихся в Казанском коммерческом уч-ще Эккерт, против Фатимы Галиевой значится Челябинск. Т.е. получается, обучившись до какого-то класса в челябинской гимназии Ф.Галеева переехала в Казань на учёбы в заведении О.М.Эккертъ.
Однако перерыв архивные документы на которые идёт ссылка из книги, документльного подтверждения что Ф.Галеева поступила в уч-ще Эккерт приехав после учёбы в Челябинской гимназии не нашёл. Лично и неоднократно листал соответствующее архивное дело №1499 и никакого Челябинска там не заметил. Ещё больше вопросов принесли новые заказанные архивные дела по заведению г-жи Эккертъ.
К сожалению, самое важное дело 46, где должны быть заявления на поступление новых учащихся в 1915г. спутали и вместо него прислали 45, где лежат планы занятий Закона Божiего на уроках заведения учрежд. О.М.Эккерт. Перелопатил уйму других дел. Встретилось много интересного по самому заведению, но ничего по нашей Галеевой. Уже отчаявшись скрупулёзно завершаю перелопачивать дело с заявлениями 1911 г, но там начинают мелькать и другие, более поздние года. Почти в самом конце толстенного тома (лист 258) обнаруживаю собственноручное заявления нашей искомой Фатимы, с просьбой протестировать её на предмет годности к обучению в означенном заведении О.М.Эккерт. Далее нашёл и выписку из метрики нашей Фатимы. Фотоаппаратом там не схватить листы, да и всё равно обдеруьт. Дело надо непременно расшивать. Но та ли это Фатима Галеева? Ведь в метрической справке написано, что она урождённая ново-татарской слободы. Да, даже ещё в самом своём заявлении наша Фатима указывает отчество - Салихджановна.
Как смог переписал оба документа:
«заявление Фатимы Галеевой» на
Яндекс.Фотках
«метрич. выписка Фатимы Галеевой» на
Яндекс.Фотках Челябинские Галеевы, быть может приходились родственниками этим казанским? Быть может Закир Галеев приходился казанской Фатиме дядей, и на правах богатого родственника (был богаче нашего Закира Ахунова) приглясил племянницу в Челябинск учиться когда она была маленькой. Ведь приход 10-соборной мечети в Ново-татарской Слободе вряд ли давал хорошее содержание. Когда были такие «конкуренты»:
10-я соборная, это известная ещё как Бухарская мечеть возле бывшего з-да «Точмаш». Рядом же было две больших мечети Большая белая (нынешняя территория МЕЛИТЫ) и Иске-таш (рядом, за татарской гимназией).
А в Челябе у Закира Галеева к 1909 году годовой оборот достигал четверть миллиона рублей.
Потом, показав блестящие результаты, Фатыма могла поехать в Казань в более престижное заведение мадам О.М.Эккертъ
Но то что блестящая ученица челябинской гимназии и та что писала Гульсум-апа и Ркия-апа открытки, одно и тоже лицо, сомнений быть не может. Сомнения только в части казанской Фатимы Галеевой.
Важно! «Наша» челябинская Фатима в одном письме ссылаетсся на свою маму, которая передаёт моей бабушке Кашифе, привет. Т.е. Кашифа Салахутдиновна и мама этой Фатимы Галеевой (а не Ахуновой дочки Салахутдина. - sic!) были знакомы! Тогда следует, если ученица заведения Эккерт и челябинской гимназии одно лицо, наша бабушка была знакома с Нагимой Исхаковной (в девичестве Утямышевой). Фамилия известная, но в семейных разговорах я не слышал частого её упоминания. Не разные ли это Фатимы? Осталось выяснить отчество челябинской Фатимы по спискам гимназии и всё станет на место! Правда, тем самым никак не устраняя вопроса о дальнейшей судьбе челябинской Фатимы Галеевой.