Когда эклектика превращается в гибрид. Подземные переходы или жупел для шельмования

Mar 05, 2019 09:09

В обсуждении скоростного трамвая «Лубянка - Ленинский проспект» был затронут важный вопрос о разрыве пешеходных связей между сторонами улицы. Постараюсь ответить. Про ТиНАО, здесь упоминать не будем…
Потребуется использовать такое модное слово как «гибридность», к сожалению, а может и к счастью. Как посмотреть… Ближе к концу поста разберемся с этим вопросом 😊

Москва - это город гибрид, в котором каждый элемент планировки соответствует этому свойству явно или неявно. Финно-угорское поселение, постепенно превратившееся в княжгород затерянного в лесах удела, к 14 веку превращается в претендента на столичный статус и в 15 веке обретает его со всей неоспоримостью. Статусы менялись, но основное ядро города оставалось неименным - детинец/кремль - не просто оборонительное сооружение и цитадель. Это сакральное место - место силы и средоточие власти. Такое отношение родилось не вчера и третьего дня. Это традиция, устойчиво воспроизводимая десятками поколения. Даже пожар 1812 года не привел радикальной смене планировки города при его восстановлении. В общих чертах была воспроизведена предыдущая застройка, несмотря на громадье планов. Границы между участками здесь скорее второстепенный фактор.

Может ли сакральное иметь конкурентов? Это вопрос из чисто градостроительной плоскости переходит в квазирелигиозный. Нет, не может, без каких-либо конфликтных процессов. Из Звенигорода ничего не вышло и Александровская слобода не более, чем кратковременный эксперимент, подтвердивший правило. Эпоху домината С.Петербурга, полагаю, лучше оставить в стороне, специфическая тема 😊 Вернемся к Москве.

Полицентричность города - это не планировки и улицы. Это внутренняя готовность жителей к многообразию. Мы готовы к многообразию? Нет, мы его терпим. С тайной надеждой, что когда-нибудь что-то послужит триггером и даст повод выплеснуть на это многообразие все накопленные ресентименты, агрессию и прочие «пары». Причина, мне видится, в общинности, стремлении к единодушию и в связанных с этим высоких эмоциональных затратах на выстраивание социальных взаимодействий. В итоге, каждый район в Москве неизбежно обретает черты замкнутого мирка.

Социологи меня поправят, если в чем-то не прав, но, полагаю, трансформации московского пространства, вызванные индустриализацией и массовым переселением сельских жителей в Москву и современные проекты Новой Москвы и Реновации, думаю, только подтвердят эту тенденцию - формирование каждого района (сейчас мода на еще меньший масштаб - кварталы) в качестве автономной планировочный единицы только в некоторой части имеют в своей основе оптимизацию транспортных связей. «Автономизация» - задает комфорт прежде всего сокращением необходимости высоких энергозатрат социальное взаимодействие, неизбежно возникающее в дальних поездках. Города планируют урбанисты, а воспроизводят и наполняют смыслом - жители.
Возможна ли полицентричность в отрыве от «сакрального», имеющего властный и политический аспект. Вряд ли. Престижность, измеряемая близостью к «сакральному», всегда задавала и будет задавать в дальнейшем привлекательность расположения центров тяготения трудовых миграций в близи от центра Москвы и сообщать этой близости атрибуты надежности, стабильности и перспективности. А единодушное стремление к единству «похоронит» любую полицентричность с заложенной в нее многообразностью. Таким образом, мечта о создании рабочих мест в месте проживания широких масс - мечта, которая еще при жизни нашего поколения, думается, станет мифом, ну или сказкой😊

Необходимость трудовых миграций большинство, из которых пролегает через центр и придает всем радиальным улицам тот самый гибридный характер, о котором говорили в начале. Желание местных жителей сохранить статус внутрирайонной улицы и стремление «приватизировать» право ее использования естественно. Однако, понимание, что Москва все-таки больше, чем любой из ее районов заставляет сохранять транзитный характер любой радиально направленной улице. Ленинский проспект - классический тому пример.

Магистральное и транзитное свойство Ленинского проспекта никуда не исчезнет, но оно может быть и должно трансформироваться. И средством тому - общественный транспорт. Сокращение же полос для движения автотранспорта (до 3х в каждую сторону) и создание подземных пешеходных переходов, оснащенных ЭСКАЛАТОРАМИ, не только повысят уровень безопасности дорожного движения, но и существенно улучшат экологию места за счет увеличения в поперечном профиле проспекта пространства, выделенного для такого экологичного транспорта как скоростной трамвай. Радиальный маршрут скоростного трамвая, проходя по «Кремлевскому кольцу», как писал ранее, пройдет в зоне шаговой доступности всех наиболее востребованных линий подземки и приведет в то самое «место силы», о котором говорили ранее.
Пересечение же магистральной улицы по подземным пешеходным переходам - это не только безопасно, но может быть еще и очень удобным для всех категорий пешеходов. Безусловно, предстоит создать несколько новых подземных переходов - расскажу отдельно где. Будет интересно услышать мнения😊 Так что, никаких разрывов пешеходного пространства не произойдет, а даже наоборот - связи между сторонами проспекта станут более доступными и безопасными. Магистраль - она все-таки магистраль, даже если ее и назвать улицей.

Немного об уличных эскалаторах - http://liftforum.ru/board/index.php?topic=3037.0.
И еще несколько примеров по ссылке - https://realty.ria.ru/20161004/408017797.html.
Previous post Next post
Up