Обязательного ДЗ в нашей школе НЕТ. Организм должен восстанавливаться дома после шестичасового сидения за партой. Работать без ДЗ трудно: всегда хочется дать хоть чуть-чуть, ну на 10 минут, ну хоть одно упражнение… Но, эти 10 минут превращаются дома в 30-40 минут, умножьте на 6-7 предметов - что получается? Получается домашнее задание по математике вместе с бабушкой (потому что не все родители это выдерживают) до часа ночи; слезы, крик, порванные тетрадки и, в результате, - спасительный томик ГДЗ; а в школе - невыспавшиеся дети, с осоловелыми глазами, - маленькие запрограммированные существа, которые выполняют программу под наши разговоры, «что учеба, дети, это увлекательнейшее дело».
Близорукость, сколиоз, гастрит, атрофия воли и компьютерные игры выходные напролет - вот результат такой программы.
К сожалению, однозначное НЕТ - все-таки не совсем корректный ответ. Потому что «хорошие оценки» - главный показатель деятельности школы и для чиновника, и для обычного родителя. «Хорошая оценка» - она сейчас, в конце недели; а проблемы со здоровьем, физическим и психическим, - после 35 лет. Поэтому у нас не хватило духа совсем отказаться от ДЗ, и мы выработали такое правило: обязательное задание возникает только в том случае, если ребенок, недовольный своей оценкой за тему, сказал: «Не ставьте, я исправлюсь!». Произнеся эту фразу, он взял себе работу на дом - домашнее задание.
Конечно, мы освободили детей и родителей от сидения дома за партой не для того, чтобы они сидели часами перед монитором компьютера и играли в сетевые игры - мальчики; и висели на телефоне - девочки. Мы отказались от ДЗ в надежде, что свободное время будет занято спортом, искусствами и всякой неучебной работой.
И последнее. Объявив мораторий на обязательное ДЗ, мы всегда готовы загрузить, завалить учеников работой: не жестко обязательной, интересной, неожиданной и добровольной. Это так называемое НЕСТАНДАРТНОЕ ЗАДАНИЕ. Каждый учитель каждую неделю предлагает «что-нибудь эдакое». Это строго добровольная работа, и если ребенок не спешит проявлять свою добрую волю - не стоит смотреть на него с укоризной. Главное в нашем деле - выдержка.
Конечно, многим родителям (учителям) такой подход не очень нравится. «Не надо о доброй воле, все это иллюзии - думают они, - лучше просто дать и спросить». Так думать - это и есть иллюзия, почти коммунистическая иллюзия. Будто, если ребенку много дать, то он, радостный, пойдет всё выполнять, и все люди будут счастливы. Можно иронизировать по поводу необязательного творческого задания, но ведь наша первая задача - взрастить в ребенке эту самую добрую волю и поддержать интерес к жизни. Кстати, от трети до двух третей учеников в нашей школе делают эту работу!