Здравствуйте, дети! Урок русского языка. Вы можете писать - всё, что вы хотите…
Можете написать письмо: однокласснику, ученикам другого класса, другой школы, своим друзьям, - письмо будет вложено в конверт и отправлено.
Можете взять интервью у родителей, у учеников младшего класса, у учителей - интервью будет напечатано в газете.
Можно написать о любимой книге (фильме) - отзыв прочитают другие ученики, кто-нибудь возьмет эту книгу в руки.
Можно придумать задачку по математике, нарисовать картинку - пусть другие попробуют решить…
Можете писать «философские тексты»: «Как я буду воспитывать своего ребенка?», «Я хочу быть похожим на…», «10 вопросов, на которые я хотел бы получить ответ» - опубликуем в журнале.
Каждый пишет на свою тему, но, если хотите - выберем одну тему для всех... Да, наконец, можете сами придумать тему…
Кто хочет, садится к компьютеру и начинает писать. Но можно сначала писать от руки… Текст набран, распечатан, собираемся вместе для обсуждения: получилось ли интересно, понятно ли, что хотел автор сказать. Дети пристрастнее взрослых.
Показываю детям скотч (маленький рулончик):
- Вот лучшее средство борьбы с безграмотностью, за несколько недель количество ошибок в ваших текстах уменьшится в 2-3 раза!
- Заклеить рот? Заклеить страницы дневника с двойками?..
- Нет, приклеить листочки с вашими текстами на стену. Читайте внимательно то, что написали!
Почему на компьютере? Потому что должен быть опубликован! Или это газета - повесим на стену, или журнал - каждому экземпляр. Каждый человек хочет видеть результат своего труда. И пусть дети, столпившиеся у стены с вывешенными листочками, читают только свой шедевр - ну, что ж… Приятно им слышать: «ты хороший, у тебя получилось», - а как иначе?
- Писать от себя? Чему же так можно научить? Научиться можно на образцах. Сначала нужно научиться излагать чужую мысль - потом уже писать от себя…
Да, излагать чужую мысль - дело полезное. Но еще важнее писать о том, что думаешь. И если в изложении можно равнодушно что-то описывать - писать как надо, как учили; здесь такие штучки не пройдут. О чем бы ни писал ребенок - о любимом эстрадном певце или о смысле жизни - нужно быть искренним…
«До тех пор пока вы говорите то, что вы не думаете и думаете то, что вы не думаете - вы будете сидеть в клетке» (Кин-дза-дза). Замените слово «говорите» на слово «пишите» - вот школьное изложение. Писать то, что не думаешь. Говорить о том, о чем нечего сказать.
Тема, за которую они единогласно проголосовали на первом уроке - «Я критикую». Что мне не нравится в школе… Почему нет уроков на улице? Почему нам так много задают домашнего задания? Почему в столовой не дают на обед жареные пельмени? Почему на уроках музыки мы так мало поем?
- Разве это развитие речи? И это после того, как мы учили писать о любимом литературном герое и описывать интерьер комнаты…
Ну, не шедевр… Одно преимущество таких текстов - но важное! - они правдивые. Ребенок пишет (чуть ли не первый раз в жизни) то, что думает. А не восхищается осенним лесом, используя список слов, написанных на доске.
Свободный текст учит искренности.
После такой «политической темы» хотелось предложить что-нибудь более «душевное» (именно предложить - мы договорились, что ученики выбирают тему голосованием): писать о самом себе, о чувствах… Дело трудное, не скажешь: пишите о том, что вы любите- напишут: «Люблю телевизор и мороженое» О чем-нибудь бы радостном…
«Однажды в зимнюю пору, святой Франциск, идя с братом Львом из Перуджи к Святой Марии Ангелов и сильно страдая от жестокой стужи, окликнул брата Льва, шедшего немного впереди, и сказал так: «Брат Лев, пусть бы меньшой брат возвращал зрение слепым, исцеляя расслабленных, изгонял бесов, возвращал слух глухим, силу ходить - хромым, дар воскрешать умершего четыре дня тому назад; запиши, что не в этом совершенная радость» И, пройдя еще немного, святой Франциск громко вскричал: «Брат Лев, если бы меньший брат познал все языки и все науки, и все писания, так что мог бы пророчествовать и раскрывать не только грядущее, но даже тайны совести и души, запиши, что не в этом совершенная радость…»
(«Цветочки Святого Франциска Ассизского»)
… до конца не читаю текст. «В чем совершенная радость?» - вот что можете написать. Дети, пять минут сидевшие в неподвижности, принимают предложение.
Что такое настоящая радость? Известно ли такое чувство? Кода ты себя чувствовал по-настоящему счастливым человеком? Об таких вещах писать полезно, как говорят психологи.
Возможность пережить еще раз радостные моменты жизни - и это тоже Свободный текст.
Следующая тема: «Смешной случай из жизни родителей». Взять интервью у родителей, попросить их рассказать историю из школьной жизни.
«Однажды, когда мой папа учился в школе, на урок математики опоздали два его одноклассника. Их звали Сергей Скрипка и Вовка Сычев. Учитель поставил опоздавших в угол. Они минут десять стояли и слушали учителя. Но потом им надоело, они встали друг к другу лицом, выставили по одной коленке и присели на них таким образом, что стали похожи на сросшихся сиамских близнецов! Мой папа сидел на первом ряду справа. Он поднял голову и увидел, как они сидят, и тут весь класс посмотрел в их сторону. Все смеялись до конца урока»
(Рома Ш.)
Смеялся и папа, рассказывая эту историю, и Рома, записывая ее, смеялись и шестиклассники, слушая рассказ. Нехитрая история, но… Всем классом Роме давали советы и подбирали слова, чтобы описать эту странную позу, когда «выставили по одной коленке и присели на них». Стилистика!
Не говорю уж о приятности общения с родителями на такие темы. Еще одна польза Свободного текста.
Потом стали предлагать дети свои темы: «Мой любимый эстрадный артист», «Моя любимая компьютерная игра» и - о, низ падения! - «Бутик, в котором я хотела бы одеваться…» (тема предложенная, но, увы, не написанная). Что ж, лучше сейчас, в одиннадцать лет, проговорить и прописать о бутиках и глянцевых журналах - чем остаться с этим на всю жизнь.
«Моя любимая группа - «Звери». В этой группе мне особенно нравится солист Рома Билан. У него очень хороший голос и вообще он лапочка. У него зеленые глаза и темно-каштановые волосы. Если честно, Рома немного похож на поросенка, но всё равно это мой любимый певец…. Я сидела на их концерте довольно-таки близко и поэтому очень хорошо видела Рому. Концерт шел два с половиной часа, и Рома прыгал всё это время как заводной. Я пыталась прыгать выше всех и кричать, чтобы он меня увидел, но потом поняла, что в огромной толпе людей для него нет личностей, есть только масса людей. Это всего лишь его работа…»
(Юля В.)
«Но потом поняла» - эти слова дорогого стоят. Просветление! Текст - это не только возможность быть искренним и думать о других людях, это еще и возможность думать о самом себе. Где еще и когда будет такой шанс -- без нравоучения, вскользь и незаметно говорить о важном для подростка, о смысле?
Потом случился кризис. Два-три человека отказались писать. Они готовы были переписывать упражнения - но не писать «от себя»… Почему? Может, правильно поняли первоначальную установку - писать то, что хочешь и только в том случае, если хочешь. Конечно, можно было четким голосом сказать: «Вы должны приносить на каждый урок десять строчек». Но идея-то в чем? Свободный текст не пишется по заданию. Он пишется - когда хочется, когда не можешь не писать. И вот они всё буквально поняли: «Я не хочу».
И в этом есть положительный смысл. Лучше ничего не писать - чем писать по заданию. Лучше вернуться к нулевом уровню - и ждать, пока возникнет потребность письма.
К шестому классу ученик научился получать удовольствие от выполнения ясных команд и простых операций. Поэтому отказ от письма - это выздоровление. В этом еще один смысл Свободного текста.
И в завершении текст одного мальчика, который «выжидал» 5-6 недель…
«В детстве я думал, что из растения верба (почки этого растения мы называли «котиками», потому что они были очень пушистые), вырастет настоящий котенок. Мы с сестрой ухаживали за таким котиком, давали ему еду, укрывали одеялами и даже расчесывали. Сами мы не ели - всё котятам отдавали! Спали без одеяла - котят укрывали! Стало очень смешно, когда я об этом вспомнил!!!»
(Дэн Н)
Свободный текст дает возможность сохранить в себе ребенка. Это последний аргумент.