Ищем учителя русского языка. Контрольный вопрос на собеседовании: «Как вы думаете, почему многим детям тяжело дается русский язык, и как можно решить эту проблему?»Ответы в этом году: «В компьютер много играют, американцы засорили наш язык своими словами, русский народ утратил свою идентичность…»
Это ж, братцы, радиация, а не медный купорос…
И никто из претендентов не назвал простую и ясную причину: никто не сказал о том, что, может быть, мы не так учим родному языку.
* * *
Треть детей не могут освоить программу русского языка. Несмотря ни на что.
Несмотря на то, что их родной язык.
И на то, что это главный предмет в школе.
И на то, что они занимаются дополнительно с репетиторами.
(А ведь речь идет не о написании художественных текстов - об элементарной грамотности).
И почти никто - признаемся себе - кроме круглых отличников, не любит этот предмет.
Что делать?
Или усилить муштру, или искать другие подходы.
Первый класс, урок русского:
- Дети, сегодня вы можете написать письмо второму классу…
- По правде? Это будет настоящее письмо!?
На перемене седьмой класс штурмует кабинет русского языка («двоечники» в первых рядах):
- Можно, мы уже начнем писать?
Десятиклассники на последнем уроке, когда и в футбол сил нет играть, учредили клуб «Манускрипт».
Чтобы читать другу свои стихи и прозу.
Чтобы писать!
Ребенок любит рисовать: «Вот, посмотри, что я нарисовал!..».
Он не может молчать, переполнен чувствами и словами: «Слушай, я тебе расскажу …»
Любит играть в театре - о, это настоящая игра!
Рисунок, театр, музыка, лепка - это возможность раскрыть себя другому человеку.
Такова потребность ребенка.
Есть еще одна потребность, страсть. Это письмо.
При условии, что речь не идет о переписывании упражнений или написании изложений.
Писать - это выражать себя.
Писать о себе, своих чувствах, мыслях, фантазиях.
Только это есть настоящее письмо; остальное - каллиграфия.
Стоп! Это невозможно…
Сначала надо научиться писать правильно - а пока будем разбирать слова по составу…
(Деепричастие проходят в 8 классе - значит, ученики не могут использовать деепричастия в своих текстах?)
Не писать, пока не научишься писать.
Молчать, пока не научишься говорить.
Стоять, пока не научишься бегать.
Не дышать, пока …
Учитель входит в класс. Тема урока - игра в футбол: траектория движения мяча, давление внутри камеры, психология общения в малых группах. Сдадите экзамен по теории - пойдете на поле…
Русский язык учим именно так. Глухие и звонкие, мягкие и твердые, отглагольные, разделительные и придаточные уступки… Тексты на свободные темы? У нас всего три (четыре, пять, шесть) часов в неделю! Мы не успеваем! У нас - программа. Пишите свои тексты на уроке литературы (истории, биологии, физики, химии) - это не имеет отношения к русскому языку. Мы занимаемся грамматикой. У нас грамматический курс…
Хорошо, тогда признаем, что в школе нет курса русского языка - есть грамматический курс!
Мы не изучаем родной язык: не учим детей ни говорить, ни писать на нем.
Русский язык школьной программы становится латынью классической гимназии.
Мертвым языком.
Безграмотность - полбеды.
Мы лишили детей возможности выражать себя через лист бумаги.
Ребенок заканчивает школу - ни разу, ни по какому поводу, ни строчки не написав от себя.
Кроме открытки маме на день рождения. (Об СМС - не говорим)
Всё равно, что скульптору сказать: не подходи к мрамору! Или художнику: не трогай кисти!
Поэтому многие взрослые не могут написать и двух строк.
Один лишь вопрос: что для нас язык: умение ставить запятые или выражение мысли?
Писать надо грамотно (кто спорит?)
Но когда 11 лет школьной жизни, 2000 часов времени отдано, чтобы писать без ошибок…
Не времени жалко - на алтарь запятых положена возможность писать и думать.
Зачем нужны запятые, если к концу школы человеку уже сказать будет нечего?
А здоровье? Психическое, по крайней мере?
Сколько сил, нервов, слез, сколько тетрадок порвано и брошено в ведро -
чтобы был красивый почерк, чтобы в суффиксах отглагольных прилагательных он ставил одну (или две?) «н».
Мы ж не требуем, чтобы выпускник школы пел как Паваротти и рисовал как Марк Шагал.
Абсолютная грамотность - удел великих писателей и Розенталя.
Пусть будет несколько ошибок - лишь бы писал!
К чему весь этот горький сарказм?
Чтобы увидеть абсурдность ситуации.
Русский язык - главный предмет в школе.
Все силы (и ребенка, и взрослого) брошены на то, чтобы писать без ошибок.
И в итоге, значительная часть детей не может выполнить программу на честную «тройку».
Как ни заставляй.
Притом, что все, абсолютно все дети, хотят писать.
Любят писать.