Писать!

May 21, 2013 11:17


Ищем учителя русского языка. Контрольный вопрос на собеседовании: «Как вы думаете, почему многим детям тяжело дается русский язык, и как можно решить эту проблему?»Ответы в этом году: «В компьютер много играют, американцы засорили наш язык своими словами, русский народ утратил свою идентичность…»


Это ж, братцы, радиация, а не медный купорос…

И никто из претендентов не назвал простую и ясную причину: никто не сказал о том, что, может быть, мы не так учим родному языку.

* * *

Треть детей  не могут освоить программу русского языка. Несмотря ни на что.

Несмотря на то, что их родной язык.

И на то, что это главный предмет в школе.

И на то, что они занимаются дополнительно с репетиторами.

(А ведь речь идет не о написании художественных текстов - об элементарной грамотности).

И почти никто - признаемся себе - кроме круглых отличников, не любит этот предмет.

Что делать?

Или усилить муштру, или искать  другие подходы.

Первый класс, урок русского:

- Дети, сегодня вы можете написать письмо второму классу…

- По правде? Это будет  настоящее письмо!?

На перемене седьмой класс штурмует кабинет русского языка («двоечники» в первых рядах):

- Можно, мы уже начнем писать?

Десятиклассники на последнем уроке, когда и в футбол сил нет играть, учредили  клуб «Манускрипт».

Чтобы читать другу свои стихи и прозу.

Чтобы писать!

Ребенок любит рисовать: «Вот, посмотри, что я нарисовал!..».

Он не может молчать, переполнен чувствами и словами: «Слушай, я тебе расскажу …»

Любит играть в театре - о, это настоящая игра!

Рисунок, театр,  музыка, лепка  - это возможность раскрыть себя другому человеку.

Такова потребность ребенка.

Есть еще одна потребность, страсть. Это письмо.

При условии, что речь не идет о переписывании упражнений или написании изложений.

Писать - это выражать себя.

Писать о себе, своих чувствах,  мыслях, фантазиях.

Только это есть настоящее письмо; остальное - каллиграфия.

Стоп! Это невозможно…

Сначала надо научиться писать правильно - а пока будем разбирать слова по составу…

(Деепричастие проходят  в 8 классе -  значит, ученики не могут использовать деепричастия в своих текстах?)

Не писать, пока не научишься писать.

Молчать, пока не научишься говорить.

Стоять, пока не научишься бегать.

Не дышать, пока …

Учитель входит в класс. Тема урока -  игра в футбол: траектория  движения  мяча, давление внутри камеры, психология общения в малых группах.  Сдадите  экзамен по теории - пойдете на поле…

Русский язык учим именно так. Глухие и звонкие, мягкие и твердые, отглагольные, разделительные и придаточные уступки… Тексты на свободные темы?  У нас всего три (четыре, пять, шесть) часов в неделю! Мы не успеваем!  У нас - программа. Пишите свои тексты на  уроке литературы (истории, биологии, физики, химии)  - это  не имеет отношения к русскому языку.  Мы занимаемся грамматикой. У нас грамматический курс…

Хорошо, тогда признаем, что в школе нет курса русского языка - есть грамматический курс!

Мы не изучаем родной язык: не учим детей ни говорить, ни писать на нем.

Русский язык школьной программы становится латынью классической гимназии.

Мертвым языком.

Безграмотность - полбеды.

Мы лишили детей возможности  выражать себя через лист бумаги.

Ребенок заканчивает школу - ни разу, ни по какому поводу, ни строчки не написав от себя.

Кроме открытки маме на день рождения. (Об СМС - не говорим)

Всё равно, что скульптору сказать: не подходи к мрамору!  Или художнику: не трогай кисти!

Поэтому многие взрослые  не могут написать  и  двух строк.

Один лишь вопрос:  что для нас язык: умение ставить запятые или  выражение мысли?

Писать надо грамотно (кто спорит?)

Но когда 11 лет школьной жизни,  2000 часов  времени отдано, чтобы писать без ошибок…

Не времени жалко - на алтарь запятых положена возможность писать и думать.

Зачем  нужны запятые, если к концу школы человеку уже сказать будет нечего?

А здоровье? Психическое, по крайней мере?

Сколько сил, нервов, слез, сколько тетрадок порвано и брошено в ведро -

чтобы был красивый почерк, чтобы в суффиксах отглагольных прилагательных он ставил одну (или две?) «н».

Мы ж не требуем, чтобы выпускник школы пел как Паваротти и рисовал как Марк Шагал.

Абсолютная грамотность  - удел великих писателей и Розенталя.

Пусть будет несколько ошибок - лишь бы писал!

К чему весь этот горький сарказм?

Чтобы увидеть абсурдность ситуации.

Русский язык -  главный предмет в школе.

Все силы (и ребенка, и взрослого) брошены на то, чтобы писать без ошибок.

И в итоге, значительная часть детей не может выполнить программу  на  честную «тройку».

Как ни заставляй.

Притом,  что все, абсолютно все дети, хотят писать.

Любят писать.

русский язык

Previous post Next post
Up