Я двигался в сторону Исети по ул.Луначарского с тем, чтобы продолжить серию фотографий о реке и её берегах (и сделать отдельное приложение к проекту
"Исеть, встретившая Екатеринбург" (заявка на документальный фильм). Меня интересовал участок между мостами на ул.Ткачей, где она переходит в Фурманова, и на ул.Белинского. Это отдельный рассказ.
Понятно, что я не мог обойти площадь Обороны, где улица Луначарского пересекает улицу Тверитина... (
карта)
Таким образом, я вернулся к теме о городской скульптуре.
Скажу, что, может быть, впервые так дотошно рассматривал монумент. И скажу, что он мне понравился... Но... там ли он стоит и имеет ли отношение к Уралу? Крест, который может превратиться в меч. Вернее, меч, который держит крепкий старец, как крест. Сросшиеся навеки крылья как порыв, скованный (Урал, где "ковалась" победа, - так любят говорить патриоты региона) порыв... И боль и решимость армянского народа, но русского ли? Кстати, через квартал находится армянский храм, улица Тверитина фактически упирается в Храм... как символ родины. Но между памятником и храмом - жилой дом, больше напоминающий здание тюрьмы или стену неприступной крепости, ято символизирует эта непреодолимая преграда...
Где мог находится такой памятник? На границе, в Карабахе! Но вы можете представить себе такой памятник в Карабахе?! Страшно представить. Как символ решимости, как предупреждение. Но он находится в центре России, в Екатеринбурге, и народ называет его "Седой Урал", но что это напоминает в свою очередь?
Урарту! Как созвучно -
Уралтау, тау с тюркского - гора, чуть позже я вернусь к башкирскому эпосу "Урал-батыр", о безумной идее убить Смерть, идее убийственной для героя, смертью смерть попрать, о появлении Уральских гор...
Насколько творчество Геворкяна живёт армянской традицией, традицией древнейшей и уникальной, можно судить, посмотрев работы других армянских скульпторов. Возможностей у нас немного.
-
Мать-Армения.
-
Список армянских памятников геноцида.
-
Современная Армения.
-
Филадельфия памятник жертвам Геноцида армян.
-
Памятники. Армянское Бюро путешествий.
Есть один крайне сложный и щепетильный вопрос об армянской компрадорской буржуазии в Османской империи, он крайне важен, он крайне труден, много лет я пытаюсь разобраться в её роли в судьбе многих народов... и отступаюсь перед сложностью этого вопроса, который слишком болезненно задевает интересы народов, некогда собранных под властью Османской империи, которая последние два столетия своего существования по сути являлась экономической колонией Англии и Франции, "благодаря" которым она сохраняла видимую и рыхлую целостность... но может пролить свет на многовековую непримиримость... Россия всегда являлась естественным союзником Армении.
Но почему
Агафуров (я, кстати, перестаю верить, что это проект Геворкяна, не могу сопоставить, подозреваю, что это его напарник, и всё больше убеждаюсь в том, что они ничего о нём не знают)? И почему я вспомнил про Баку?
Некоторые представленые ниже (я имею в виду - в фильме) скульптуры
Александра Самвела (авторский сайт -
http://rus.alexander-samvel.com/about) я видел ещё в его старой мастерской во второй половине 90-х. И был потрясён. Мистической фантазией, мистической и "искажённой" болью вытянутой верхней части тела, врастающими в землю, утрированного укороченными и утолщёнными ногами или подогнутыми под себя. Но... Когда видишь такое, невольно приходит в голову и другая мысль, что этот талант в наш город залетел случайно, по счастливой случайности или трагической необходимости, вряд ли он будет оценён, вряд ли суждено увидеть его работы простым жителям города (другое дело, испытывают ли они потребность в таком искусстве?), хотя выставки были, и одна из них, которую мне удалось посетить, - достаточно помпезная, в особняке губернатора... Но для меня, в ходе порой многочасовых бесед, возникал больше образ философа, не просто художника... Баку... Я не специалист... здесь сложно выразить те мысли, которые приходят в голову, это - синтез двух культур и трагедии, это органика, это взаимопроникновение границ до полного их растворения друг в друге.
Не знаю, порой трудно сдерживать эмоции, когда думаешь о тех, кто так исколечил души людей, разбудил в них остервенение, что потоками полилась кровь, что многих навсегда заставила покинуть родину. Этих войн не должно было быть... мы не успели осмыслить предыдущие... а вскоре заполыхал и весь Кавказ. И вновь мы возвращаемся в Екатеринбург, к зловещей фигуре Ельцина, памятник которому был сотворён другим армянским скульптором, но выходцем из Тбилиси (
Три цвета: белый, синий... в ожидании красного. Царь Освободитель, Ванька Голый и Иудушка. Интересно, что все репортажи о надругательстве над памятником были вытерты).
Фильм удачным не считаю, но, слава Богу, что фильм есть.
Загружено пользователем
timoha95 , дата: 08.04.2011
Александр Самвел скульптор, член Союза художников России, член международной ассоциации изобразительных искусств - АИАП ЮНЕСКО
Режиссер: В. К. Лаптев
Для любой дополнительной информации об Александре Самвеле и его работах, а так же для комментариев или предложений пишите: igor.v.marin@gmail.com (на Русском, Английском и Французском языках)
For any additional information about Alexander Samvel or his works contact igor.v.marin@gmail.com (Russian, English and French languages)
Click to view
Искусство России. Скульптор Александр Самвел (часть 2).
Click to view
...
Я продолжу этот пост позже.