Обездоленные дети, бесконечное время цыган

Jan 26, 2012 12:27

В 1950 году Бунюэль снял фильм "Забытые" Los Olvidados. В одном из эпизодов, когда кажется, что у мальчишки появляется надежда начать другую, честную жизнь, он мечтал об этом, директор детского дома, в который попадает герой, замечает: ... если бы мы могли посадить за решётку нищету (фразу могу переврать, но смысл - вряд ли)... Но сейчас речь идёт несколько о другом, если бы мы могли изолировать общество от какого-то сознания бессмысленности и бесплодности усилий, голос которого заглушают алкоголем и наркотиками... "неблагополучная семья" - звучит невразумительно, но действительно обобщает... Кстати, Бунюэль показывает, что при желании ребята могут найти работу... могут найти понимание и внимание, но не смогут воспользоваться этим... Назад в будущее... Но у нас об этом даже стыдятся говорить.
Это может показаться неожиданным, но на противопоставлении отношения матери из "забытых" к своему сыну - о другом отношении - почти слепого обожания своего ребёнка - к своему ребёнку в "Самая красивая" - Bellissima (год выхода 1951-й, опять натыкаюсь точно на диалог великих режиссёров) Висконти с просто гениальной и неподражаемой Анной Маньяни в главной роли. Возможно, лишь у меня появляются в голове подобные ассоциации, а, возможно, и нет... ребенок - первая безусловная собственность матери, или причина нищеты, или средство из нищеты выбраться.
Обе матери осознают, что неправы...
Через одиннадцать лет (1962) великолепная Анна Маньяни вновь сыграет роль матери у Пазолини в "Mamma Roma". Мать-проститутка, жертвующая всем, чтобы сделать из сына приличного человека... Трагедия приводит её к грани библейского раскаяния (однажды мы последуем за символами Пазолини, уводящими к эпоху осмысления трагедии Богоматери и Христа художниками Возрождения)... или самоубийства... Неужели я убила собственного сына? Героине не надо произносить эти слова... Её любовь была так горяча, что сын просто замёрз. Кто-то сможет прочитать и упрёк режиссёра в адрес сына, который не может простить матери... пока не осознаёт, что умирает... У этой грани её покидает режиссёр, чтобы обратиться к теме Евангелия от Матфея.
Но на одном эпизоде мне хотелось бы остановиться, когда Мама Рома рассказывает Этторе об отце, они танцуют под песню-танго "Цыганская скрипка" (Мама Рома можно перевести как Мама Цыганка (в сторону этимологии слова - "чёрные", "египтяне", "чёрная мадонна"), смыслы профессии нетрудно привязать к неприкаянности, не находящая себе места, беспокойная, мятущаяся (душа), русский язык отыграется в слове окаянный - преданный всеобщему поруганию... поруганная и нераскаяшаяся, мы занимаемся не научными поисками, поэтому и Каин вполне вписался бы в наши путешествия, но вынашиваемую им месть нам прицепить не к чему) в исполнении Хоселито (Joselito - испанский соловушко).
Вот эпизод из фильма (плач цыганской скрипки разрывает сердце, напоминая о любви, о далёкой любви, и о родине, о Венгрии, мама Рома рассказывает о Греции, почему? видит отца Этторе, и Этторе в форме полицейского, он хочет арестовать её (привязать, его самого привяжут в конце фильма, не отпускать, она отпустит его)):

image Click to view



А вот чудесное исполнение песни Хоселито:

image Click to view



В исполнении Карло Бути с текстом песни на итальянском и переводом на английский.
Но давайте последуем дальше за авторами песни Чезаре Биксио и Керубини. Мы сразу наткнёмся на знаменитую Mamma, эту песню исполнял Магомаев (я до сих пор считаю его исполнение одним из лучших, но такую песню должен исполнять мальчик), её знал Советский Союз и любил, но я хочу напомнить о песне в исполнении Робертино Лоретти, и мы вернёмся в 1961 год, сама песня написана в 1941 году (у мамы Ромы рядом могла лежать пластинка с этой песней):

image Click to view



Мы всего лишь отмотали назад плёнку, не дали погибнуть беременной Пине, героине Маньяни в фильме Росселлини "Рим, открытый город" (1945), Маме Роме не дали выброситься из окна, её завораживающий взгляд упирается в купол собора Святого Петра ("Пазолини против Росселини" в англ.версии Вики). Там есть интересный штрих, те, кто держит её, пытаются понять, куда она смотрит так пристально, но не видят того, что так её поражает...

М-да. И вот такой привет из 1990-го. Смотреть тяжело, но следует попробовать. Не вернусь куда? Домой? В жизнь? В страну?
"Ролан Быков в 1990 году снял десятиминутную картину "Я сюда больше никогда не вернусь" ("Люба") по заказу ЮНЕСКО. Шокирующий фильм о повседневности - о родителях и детях; насилии и невежестве; о том, как наше безразличие, ограниченность и тупость калечит жизнь детей".

image Click to view


...
Олег Григорьев: "Мне как-то повезло в жизни - любящие родители, комфортные условия проживания, всегда накормлен, одет и обут. Садик, школа, университет и на всех жизненных этапах мощные «тылы» в виде крепкой и заботливой семьи.Из-за подобных «тылов», нам с трудом удаётся увидеть другую жизнь, просто увидеть, потому что понять мы всё равно никогда не сможем - мы не живём на улице, не едим два раза в неделю сухой хлеб и запаренную мивину, и рядом с нами всегда есть близкие люди.Благотворительная организация «Каритас» пригласила меня посетить свои социальные центры с целью сделать фотографии для серии фотовыставок портретов социально незащищённых детей и молодёжи. Я впервые попал в подобные центры и впервые общался с такими детьми.На фотографиях будут представлены портреты детей, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах. Как правило, это дети из неблагополучных и малообеспеченных семей, дети-сироты, бездомные дети и дети трудовых мигрантов. У каждого ребёнка есть свои мечты и фантазии, они улыбаются, они умеют искренне радоваться вещам и окружающим людям, знают, что такое счастье.Как бы не банально это звучало, но целью проекта является актуализация проблематики детей в сложных жизненных обстоятельствах, а также привлечение внимания общественности, СМИ и власти.Друзья, приглашаю вас посетить серию фотовыставок портретов социально незащищенных детей, которые пройдут во Львове, Тернополе, Хмельницке. Первая фотовыставка пройдёт во Львове 26 января, в художественном объединение «Дзига».С большей частью фотографий, которые будут представлены на выставке, вы можете ознакомиться сейчас".(Всего 50 фото)


Источник статьи: http://bigpicture.ru/?p=250389

P.S. Это я не видел... 22.10.2020
Не могу понять, как Быков снял фильм

image Click to view



Хоселито-Joselito, Робертино Лоретти, Висконти, "Время цыган", Бунюэль, Пазолини, Обездоленные, Ролан Быков, los olvidados, Анна Маньяни

Previous post Next post
Up