С аэродромом «
Большое Грызлово» у меня связан
первый прыжок в тандеме. Теперь же настало время посмотреть, что такое высший пилотаж. Поэтому, когда меня пригласили приехать с друзьями в аэроклуб «
Первый полет» и опробовать на себе, что такое петля Нестерова и бочка, я, конечно, не мог отказаться.
В эту субботу в компании с
4044415 и
chistoprudov я отправился к ним в гости.
1. Нам рассказывают про историю клуба, про полеты и показательные выступления.
2. Естественно, с любопытством слушаем про высший пилотаж. Маленькие карточки - это шпаргалка с программой выступления (с пилотажным комплексом)
которую пилотам разрешается брать с собой в кабину, а лист А4 - судейская таблица. На ней можно прочитать «неизвестная программа». Чемпионат в лиге Як-52 состоит из четырех выступлений: обязательной программы, произвольной и двух неизвестных. Т.е. пилот получает её схему не раньше чем за 24 часа. Репетировать её в воздухе он не имеет права, только мысленно проигрывать на земле. Вот тут-то и раскрывается мастерство пилота.
3. Помимо пилотажных выступлений клуб занимается первоначальным обучением. На смену, казалось бы, бессменным советским летающим учебным партам Як-52 (наверху) и Як-18Т приходят более экономичные как по эксплуатации, так и по топливу иностранные самолеты.
4. Сейчас курсантов в подавляющем большинстве вывозят на чешском
Evektor SportStar. На улице -25, что совершенно не мешает производить полеты. Правда такие температуры откладывают определенный отпечаток на подготовку к полету - двигательный отсек и кабину необходимо прогреть перед запуском.
5. А на аэродроме идет своя жизнь. Я вообще был удивлен тем трафиком, который был. Например, Л-410 повезла парашютистов на выброску. Вот психи, в хорошем смысле этого слова, прыгать в такой холод.
6. Это не туман, а промороженный воздух. Такое ощущение, что его можно попробовать на вкус.
7. Cessna-172. При длительном хранении самолеты необходимо укрывать. Меньше снега и воды попадает внутрь конструкции и вообще.
8. Укутанный Як-18Т аэроклуба.
9. После короткого разбега (а на холоде двигатели тянут лучше) Л-410 взмывает в небо что бы выбросить очередных парашютистов.
10. Между тем заправляют наш Як-52 обычным 92 бензином. Изначально эти самолеты были рассчитаны на 91 авиационный бензин, но почти все моторы прошли доработки, что бы работать от более дешевого (причем ощутимо дешевого) автомобильного Аи-92. Конечно, при таком бензине надо уделять более пристальное внимание к двигателю и топливной системе.
11. Первым в полет отправляется Дима. Как он там сидит в задней кабине не понятно :), но его отражение вы можете увидеть в стекле фонаря.
12. Довольный такой!
13. Его пилот, Максим Савельев, пилот-инструктор и тренер команды клуба. В кабине сидишь на парашюте, его привязные ремни темно-зеленого цвета. А красные - привязные ремни к самолету. По хорошему говоря, без тренировок, хорошей физической силы и удачи вылезти из Як-52 в полете очень трудно. Парашют, висящий под задницей, так и тянет обратно. Но, перед полетом обязательный инструктаж - как открывать фонарь и как выходить из кабины в случае чего. Так же, чего можно нажимать (одну кнопку самолетного переговорного устройства) и чего нельзя (все остальное).
14. Задняя кабина при обучении - инструкторская, но сейчас там сидим мы - пассажиры. И в ней адски холодно ногам. Кабина, хоть и обогревается, но вся теплота достается первому месту.
15. На стекло авиагоризонта нашлепывается присоска гоупрошки. Увы, на моем полете, она не включилась.
А запись Андрея вы можете посмотреть тут.
16. На соседней стоянке заправляют Як-18Т.
17. Наконец-то Максим с Димой заводятся. Чихнув пару раз мотор затарахтел по тракторному :)
18. Элка как раз вернулась с выброски парашютистов - видите открытую дверь?
19. Поехали!
20. Скажу я вам, что ощущения от пилотажа просто не забываемые. Мертвая петля, бочка, виражи. Перегрузка в 4 единицы, повисание на плечевых ремнях. Я не могу это передать своими скудными словами, это надо почувствовать!
21. Прилетел Еврокоптер, поднял кучу снега и сел на пятачок.
22. Як-18Т порулил на взлет.
23. Любишь летать - люби и самолет возить :)
24. Проход на малой высоте над полосой.
25. Все, Дима отлетался. Доволен был, аж жуть.
26. Толстушка :)
27. Вторым по очереди полетел Андрей. Его пилотом была Ирина Маркова.
28. Кабина тесная. Я там помещался почти в притык. Особенно надо было следить за ногами, что бы не наступить на тросы управления, которые проходят по полу.
29. Ирина в далеком 1985 году пришла в аэроклуб, учась в выпускном десятом классе. С тех пор вся её жизнь была связана с полетами и пилотажем.
30. Запустились.
31. Поехали.
Если кто хочет прочитать про Як-52, то вот ссылка.
32. Садясь в кабину испытываешь незабываемы чувства. Вдыхаешь специфический запах самолета. Мм...
33. Прилетел робинсон-44. Ничего не поднял, зато тарахтел на весь аэродром.
34.
Tecnam P2002 Sierra 35. На этом борте в инструкторской кабине перепутаны лампы положения посадочных щитков (на фото они выпущены). Я половину полета недоуменно пялился на желтую лампу выпущенного положения, но потом, по поведению самолета, стало понятно, что просто перепутана сигнализация. Но желтый цвет на приборной доске немного раздражал. Вообще в полете на пилотаж интересно было наблюдать было за приборами. Особенно за акселерометром, который показывает перегрузки. Диму вывозили до длительных +6, что аж в глазах темнело у него. А нас с Андреем до +4. Не знаю как ему, но мне, без подготовки, было более чем достаточно.
36. Вы захотели научится управлять самолетам? Сначала стоит зайти на
сайт авиации общего назначения, где есть много материала и советов на данную тему.
37. Далее выбрать аэроклуб и пройти обучения, отдаваясь ему с отдачей 200 процентов. Надо жить обучением, что даже находясь дома, мысленно проигрывать все полеты. Тогда можно уже через 11-13 часов совершить первый самостоятельный вылет. Небо надо любить, тогда и обучение пройдет легко. Правда стоит это все дорого.
38. Большое спасибо Ирине за то, что познакомила меня с высшим пилотажем, за этот прекрасный вылет, хоть погода подвела и программу моего полета пришлось немного сократить. Это была незабываема суббота!
Большое спасибо аэроклубу
Первый Полет и
vulkan-avia. Небо ждет!
Летом пройдет очередной чемпионат мира по высшему пилотажу на Як-52. Делов том, что современные пилотажные самолеты давно оставили позади этого ветерана (первый полет в 1979 году!), но в мире до сих пор летает огромное количество пятьдесят вторых. Поэтому решили проводить отдельный чемпионат только в этом классе, который пройдет летом в Грызлово. Ждите фоторепортажей!