Существующие на Саяно-Шушенской ГЭС водосбросные сооружения могут пропустить паводок расходом до 12 870 м³/с, но при этом не исключается повреждение дна водобойного колодца. Строительство дополнительного берегового водосброса Саяно-Шушенской ГЭС было продиктовано необходимостью повышения надежности и безопасности гидротехнических сооружений станции. Береговой водосброс предназначен для пропуска экстремальных паводков и паводков редкой повторяемости. В случае рядов паводков использования берегового водосброса не предполагается.
Береговой водосброс в период пропуска паводков позволит осуществить дополнительный пропуск расходов до 4000 м³/с и, тем самым, снизить нагрузку на эксплуатационный водосброс станции и обеспечить щадящий режим в водобойном колодце.
Строительно-монтажные работы по обеспечению готовности первой очереди берегового водосброса к пропуску паводковых вод завершились 1 июня 2010 года. Первая очередь берегового водосброса включает входной оголовок, правый безнапорный туннель, пятиступенчатый перепад и отводящий канал, позволяет осуществить дополнительный пропуск расходов объемом до 2000 м³/сек.
В настоящее время идет строительство второй очереди, в основном включающее в себя работы по сооружению левого безнапорного туннеля. Полное завершение строительно-монтажных работ и сдача всего сооружения в эксплуатацию намечена на 2011 г.
После этого дополнительные водосбросные сооружения станции смогут обеспечить пропуск расходов в 4 000 м³/сек. Береговой водосброс Саяно-Шушенской ГЭС после завершения строительства и выхода на проектную мощность не будет иметь аналогов в мире по объемам холостых сбросов половодья.
22 фотографии, общий вес 4,9 мегабайт
1. Грандиозный вид водосброса. В состав сооружений берегового водосброса входят входной оголовок, два безнапорных туннеля сечением 10×12 м, выходной портал, пятиступенчатый перепад и отводящий канал.
2. Площадка над входным оголовком.
3. Входной оголовок служит для организации плавного входа водного потока в два безнапорных туннеля длиной 1130 метров каждый, пропускная способность каждого туннеля 2000 м³/с воды.
4. Знакомая студийная нашивка
5. Водосбросные туннели по всей длине и по всему периметру закрепляются монолитной железобетонной обделкой корытообразного очертания. Расчетная скорость движения воды на выходе из туннеля - 22 м/с, режим эксплуатации туннелей - безнапорный. На фотографии сегментый затвор и его камера второй очереди. Эти сооружения входят в состав второй очереди берегового водосброса, которая будет сдана в 2011 году.
6. Директор Саяно-Шушенского филиала ОАО «ОЭК» Александр Николаевич Артемов
7. Пятиступенчатый перепад представляет собой пять колодцев гашения шириной 100 м и длиной от 55 до 167 м, разделенных водосливными плотинами. Перепад будет обеспечивать гашение энергии потока и спокойное сопряжение с руслом реки.
8.
9. Максимальные скорости потока на входе в верхний колодец достигают 30 м/с, на сопряжении с руслом реки уменьшаются до малых значений - 4-5 м/с. Отводящий канал шириной по дну 100 м и длиной по оси около 700 м обеспечивает сопряжения сбрасываемого потока с руслом реки.
10. Объем работы, конечно поражает.
11. Видите черные отверстия под козырьками - это аэрационные трубы, предназначенные для подачи воздуха в водный поток, который будет проходить по водосливным граням плотин пятиступенчатого перепада. Воздух в трубы будет поступать из галерей, располагающихся в теле каждой плотины. Этот процесс называется аэрацией. Он служит для того, чтобы смягчить действие воды на поверхность бетона. Если в двух словах, и очень упрощенно, то между водой и бетоном образуется воздушная подушка.
12. Высота этой гребенки около 5 метров.
13. Одна из площадок строительства.
14. Плотина.
15. Зацените масштаб. Там себя чувствуешь муравьем.
16. Открывать водосброс приехал И.И. Сечин. Вот сколько раз смотрю на такие фото - в 99% большое начальство не одевает касок. Неужто думают, что падающий кирпич политкорректен?
17. Сегментный затвор готовой нитки водосброса.
18. Опускается он около 40 минут. Поднимается - 50 минут.
19. Ждем Сечина около затвора.
20. Поклоняемся большой красной кнопке.
21. Едем в специальном журналистком транспорте. Справа
aleshru делает вид, что уже оплатил проезд. :)
22. Ждать начальство устали и решили сами открыть. Нам сказали «а-та-та!». Эх. А потом все стандартно - небольшая речь, нажатие кнопки и затвор неспешно стал опускаться.
Большое спасибо ОАО «РусГидро» за организацию этой поездки.
© Russos, 2010