Мне приходилось бывать на различных подземных объектах, но на угольной шахте я побывал впервые. Шахта «Подмосковная» - единственная открытая шахта в подмосковном угольном бассейне. Открытая - это значит, что она пока существует, так как добыча угля там была прекращена в июле 2009 года и скорее всего в следующем году закроется и эта шахта. Прежде чем винить кровавую власть, надо вспомнить, что уголь в подмосковном бассейне очень низкокачественный, а все ближайшие крупные потребители угля (ТЭЦ, ГРЭС и т.д. уже давно перешли на газ).
Масштабная добыча угля началась в 20-е годы, к концу 50-х достигла своего пика, а с 60-х годов постепенно пошла на убыль. Шахты закрывались. Кризис 90-х годов поставил окончательную точку на подмосковном угольном бассейне. Несколько шахт пережили XX век, но теперь осталась только одна, да и то под угрозой закрытия. Её мы и посетили в начале декабря в компании с
maksmasterov и
elektronik-29a. Под катом вы найдете фотографии поверхности и 4 подземные фотографии, а так же краткую историю шахты. А пока я расскажу свои впечатления от угольных недр.
Рано утром мы выехали на моем опеле в облачное Подмосковье. Где-то ближе к тульской области погода неожиданно разгулялась, и я наконец-то увидел солнце. Приехав на шахту, мы были поражены, как этот комплекс сверкает на морозном солнце. Паркуемся, идем в задние управления, где нас уже ждет Юрий Львович, главный инженер шахты. Знакомимся, и он рассказывает, как ведется добыча угля на шахте. Он потрясающе много чего знает и помнит. На этой шахте он работает с лета 1975 года (сама шахта принята в эксплуатацию 29 декабря 1974 года), с 1982 года он - главный инженер.
Юрий Львович подробно рассказывает о том, как идет добыча угля в лаве. Оказывается я себе это все представлял по другому. Потом мы, пользуясь хорошей погодой, слазили на копер, прогулялись поверху, прослушали лекцию по ТБ и спустились вниз, на 70-и метровую глубину.
По сравнению с метростроем отличия, конечно, огромны. Во-первых, меня поразил наземный комплекс, где в одном здании находится все. От управления до собачей конуры и склада запчастей. Во-вторых, это огромные подземные выработки. На это шахте три крыла: Восточное, загазовано и закрыто; Южное, затоплено и закрыто и Северное. Общая длина выработок около 40 километров (сейчас доступно около 7)! Света почти нигде нету, кабель срезан, лампы демонтированы. Какое-то тусклое освещение есть в руддовре, в служебных каморках и в забое лавы. А так идешь только со своим светом. Идешь, идешь и снова идешь. Идти долго и далеко. Местами притоплено и заговнено. А в целом сухо, даже пыль поднимается. Юрий Львович, несмотря на почтенный возраст, бегает по штрекам так, что мы за ним еле поспевали. К сожалению, на подземную часть у нас уже было мало времени, и я там сделал буквально пяток кадров. Надеюсь, ещё будет время приехать и снять нормально.
На шахте очень сильный водоприток. Если выключить насосы, то шахта будет затоплена через несколько часов. Так что насосы на ней работают круглосуточно.
Через какое-то время блуждания я понимаю что полностью потерял ориентировку в пространстве и если меня там оставить то блуждать я буду долго. Выход к стволу я конечно же найду, но не сразу. Там можно днями блуждать, ни кого не встречая (А кто-то там в прошлом году все же умудрился спалиться :). В тот момент под землёй, кроме нас, было пять человек. Всего сейчас на шахте работают 80 человек. И это из коллектива более чем в 2000 человек!
Отчеты с шахты:
http://victorprofessor.livejournal.com/118914.html - У Вити есть фотогарфии угольного комбайна, который я не снял из-за отсуствия времени.
http://maksmasterov.livejournal.com/3658.html - и Макс тоже отснял комбайн.
http://maksmasterov.livejournal.com/8118.html К слову, даже смотря на фото, я так и не понял как организована добыча угля. И только посмотрев в вживую, я разобрался с процессом.
Ссылки для самостоятельного изучения:
http://www.metaprom.ru/factories/podmoskovnaya.htmlhttp://sbchf.narod.ru/29/chpodm.htmlhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Подмосковный_угольный_бассейнhttp://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200101218 37 фотографий, общий вес 7,7 мегабайт
1. Строительство шахты началось в 1967 году. Первоначальное проектное название шахты - «Восточно-Грызловская». Площадка строительства шахты, размещённая на землях совхоза «Правда», была связана со станцией Грицово подъездным путём широкой колеи и автодорогой.
2. Согласно проекту, шахта должна была стать одной из крупнейших в Подмосковном угольном бассейне, поэтому в ходе строительства ей было решено дать более громкое название. По воспоминаниям одного из участников строительства, ветерана угольной отрасли Б.И. Мигунова, им было предложено несколько вариантов названия, в том числе «Россия», «Гигант», «Восточная» и «Подмосковная». После обсуждения было принято название «Подмосковная» - нигде более в СССР применительно к шахте не встречавшееся и указывающее на то, что шахта должна быть «флагманом» всего огромного угольного бассейна, распространявшегося на пять областей (Калининскую, Смоленскую, Калужскую, Тульскую и Рязанскую).
3. 28 декабря 1974 года шахта была официально сдана в эксплуатацию. 2 января 1975 года была добыта первая тонна угля. В течение 1975 было добыто 952 375 тонн угля, пройдено 9 658 метров горных выработок.
4. Добыча угля ведётся на одном горизонте, глубина под дневной поверхностью - 74 метра. Шахта имеет два вертикальных ствола - «главный» и «вспомогательный». Через «главный» ствол поднимается «на-гора» добытый уголь и закачивается воздух с поверхности, через «вспомогательный» ствол выводится воздух из шахты, доставляются с помощью клети люди и оборудование. С наземного участка узкоколейной железной дороги на подземные участки передаются вагонетки, гружёные лесом и оборудованием. Ремонт и обслуживание электровозов, работающих под землёй, осуществляется в подземном депо, на поверхность эти электровозы не поднимаются.
5. Здесь состав загружался углем.
6.
7.
8.
9. При разработке новых лав и проходке штреков образуется большое количество пустой породы, которая доставляется к главному стволу в вагонетках, на поверхности сбрасывается в террикон с помощью канатной подвесной дороги. Канатная дорога одномачтовая, что является редким случаем (на большинстве шахты канатные дороги - двухмачтовые). Террикон и прилегающая к нему мачта имеют значительную высоту и видны за многие километры.
10. Верхушка главного копра.
11. А это мы уже наверху. Парит там из шахты хорошо так.
12. Когда-то она светилась.
13. Вспомогательный ствол и террикон.
14. Колесо главного подъема. Клепанное!
15. Вид вниз.
16.
17.
Фото
maksmasterov. Это я снимаю верхний кадр.
18.
19.
20. Оба ствола.
21. В низком красном домике находится лесоспуск.
22.
23.
24. Машинный зал привода клетей и скипа в главном стволе.
25.
26. Рабочее место главного диспетчера. Пуль на заднем плане предполагался использовать при ликвидации аварий, но насколько я понял из объяснений, он так не был запущен в полном объеме.
27. Юрий Львович рассказывает про самоспасатель. Блин, это не метростроевская малышка.
Фото
maksmasterov. Снова я с камерой :)
28. Горнопроходческий комбайн.
29.
30. Шлюз. В шахту нагнетается воздух. Для предотвращения его утечки при входе сделан шлюз.
31. Посадка в клеть.
32. Комната отдыха в руддворе.
33. Руддвор. За стволом сияет вывеска Восточного крыла.
34. Щитовая камера. Тут был смонтирован щит, которым был пройден тоннель, который у меня за спиной.
35. Типичный подземный пейзаж.
36. План выработок около стволов.
37. Лавы, уголь и штреки. Вот эта схема в
полный рост.
(с) Russos, 2009