Кольский-2009 | ШПУ «Чусовая» 8П764

Sep 29, 2009 22:34


Одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности для наземных стартовых комплексов Р-14, согласно техническому заданию, должна была обладать дальностью стрельбы, достаточной, для поражения любого военного объекта на территории Европы. Создана в ОКБ-586 под руководством Михаила Янгеля. Разработка начата 2 июля 1958 года ещё до завершения лётных испытаний Р-12. Испытания проходили на полигоне Капустин Яр с 6 июня 1960 года по декабрь 1960 года (по другим данным по 12 апреля 1961 года). Район падения ракет находился возле Братска. Первая серия пусков выявила конструктивный недостаток вызывающий кавитацию, приводишую к разрушению ракеты, однако дефект был без труда устранён. В сентябре 1962 года c полевой позиции вблизи железнодорожной станции Ясная под Читой проведён первый успешный испытательный пуск Р-14 с ядерным зарядом по условной цели на ядерном полигоне Новая Земля. Комплекс поставлен на боевое дежурство в декабре 1962 года.

Разработка Р-14У, унифицированного варианта для наземных и шахтных пусковых установок начата в ОКБ-586 в 1960 г. Для шахтного базирования использовалась ШПУ группового старта «Чусовая» 8П764 разработки ГСКБ Спецмаш (под управлением В. Бармина). В состав комплекса входили три ШПУ расположенные на расстоянии не менее 100 метров друг от друга. Командный пункт, хранилища окислителя, горючего и сжатого газа, блок электроснабжения размещались в одном сооружении - технологическом блоке. После загрузки и подстыковки заправочных магистралей и силовых кабелей ракеты могли находиться в таком положение несколько лет. В заправленном состоянии: в полной боевой готовности комплекс мог находиться 30 суток. Естественно, что по сравнению с Р-12 их боеготовность несколько возросла. Однако изжить все недостатки, присущие БРК с Р-12 не удалось. ШПУ обеспечивали сохранность ракет при взрыве мегатонного заряда на дальностях не менее 2км, что уже считалось недостаточным. К тому же использование групповых стартов увеличивало уязвимость. Тем не менее боевые позиции этих ракет были развернуты по всей территории СССР.

Ракета оснащалась моноблочной ядерной головной частью, которая отделялась в полете. Для того чтобы исключить соударение корпуса ракеты о головную часть в первые секунды после отделения, использовались три пороховых тормозных ракетных двигателя, включавшиеся в момент окончания работы маршевого ЖРД. Ракета имела системы аварийного подрыва ГЧ и выключения ДУ в случае значительного отклонения ракеты от заданной траектории полета.

Ракета 8К65У унифицирована для наземного и шахтного стартов. Способ старта из шахты - свободный, газодинамический, из пускового стакана, на собственных двигателях. Шахтный боевой стартовый комплекс состоит из трех ШПУ и командного пункта. Дивизион с наземными боевыми стартами состоит из трех батарей и имеет по одной пусковой установке в каждой батарее.

12 января 1962 года начаты лётно-конструкторские испытания Р-14У с наземного старта на полигоне Капустин Яр. 11 февраля 1962 года произведён первый испытательный пуск ракеты с шахтной пусковой установки построенной на этом же полигоне. Р14У вместе с ракетами Р-12У и Р-16У, принята на вооружение 15 июля 1963 года. Характеристики Р-14У в основном аналогичны Р-14. Группировка Р-14 и Р-14У численностью около 100 пусковых установок достигла апогея в 1965 году. В 1978 году начата замена ракет комплексами «Пионер» и была полностью снята с боевого дежурства в 1981 году. В соответствии с договором о ликвидации РСРД последние 6 ракет Р-14 были уничтожены к 21 мая 1990 г.

Территория бывшей военной части, как водится, уже давно заброшена. Металлисты вывезли весь металл. Из трех шахт две затоплены (в одной из них 1 марта этого года погибла crazy_bat_51). А одна стоит полностью сухая, куда я спустился с помощью спелеоснаряги, так как все лестницы были спилены. Вообще я очень проникся от объекта. Я не знал, что наверху купола есть дырка (примерно полтора метра в диаметре) и когдя поднялся наверх, то немного офигел от такого сюрприза. Заглянув вниз, проникся ещё больше, когда увидел, что стою над 30 метровым колодцем, прям по центру. В затопленных шахтах оказалось замечательное эхо и мы немного побаловались, бросая булыжники в воду. Потом поставили машину на площадку рядом с шахтой и принялись готовить обед. А я стал готовить навеску к спуску. Я планировал спуститься через дырку на мостик, потом на площадку, которая идет вдоль оголовка и с неё уже на вертикальную лестницу, везде страхуясь веревкой. Первой проблемой было найти точки крепления, так как металлисты срезали всё. Но после прочесывания я нашел две точки для основной веревки и ещё одну точку для оттяжки, которая оттягивала основную веревку ближе к тому краю дырки, где был мостик.

Сделав навеску, переваливаюсь через край (отчайно матерясь) и повисаю в пустоте. Там весьма неудобно, так как нету упора для ног - ты разу повисаешь наверху 30 метрового колодца. Потом чуть-чуть качнувшись, затянул себя на мостик, там сделал следующую точку и стал спускаться ниже на мостик вдоль оголовка. Нащупываю три ступеньки, и потом нога проваливается в пустоту. Вот блин. Лесенка ниже тоже спилена. В общем, перекрепил веревку, спустился ниже и потопал к лестнице на дно шахты. Там быстро закрепил веревку вниз и стал спускаться на стопере (ну чисто так захотелось). По дороге сделал одну перестежку и доехал до дна. На дне куча мусора, чуть-чуть водички. Судя по схеме, которая выше я спустился на основное дно. А технологические помещения под ним уже затоплены. Осмотревшись, полез обратно. Камеру с собой не брал, снимать там особо нечего. Выбравшись наверх, я поел, разобрал навеску и мы погрузились в машину. Впереди нас ждала дорога до Дальних Зеленцов.

Ссылки для самостоятельного изучения:
http://raketa-rf.ru/?p=104
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/p14/p14.shtml
http://www.kapyar.ru/index.php?pg=233
http://www.militaryparitet.com/vp/32/
http://rocketpolk44.narod.ru/r14.htm
http://rau-rostov.narod.ru/01/rvsn-rsd/r-14.htm



25 фотографий, общий вес 6,7 мегабайт



Установка ракеты Р-14У в ШПУ.



Установка ракеты Р-14У в ШПУ.



Установка ракеты Р-14У в ШПУ.



План размещения ШПУ вокруг командного пункта.



Командный пункт.



Крышка над сухой ШПУ.



Какие-то подземные полости. Сзади виднеется крышка ШПУ.



Отверстие на самом верху крышки.



ШПУ «Чусовая» 8П764.



Следующие кадры сфотографировал Витя (victorprofessor). Я подготавливаю навеску.



Синяя - основная веревка. Её как раз хватило до дна. В право отходит белая оттяжка.



Спуск в темноту.



Над бездной.



Я только что добрался до мостика и прикидываю как спускаться дальше.



А это вид на холм, под которым находится командный пункт.



С крышек срезано все, что только можно было срезать.



Обнаружили, что в затопленной шахте отличное эхо.



Побросали туда камни. Витя зачем-то приволок палку.



...



...



...



Паша смотрит в след очередному улетевшему камню.



Это крышка ШПУ, где погибла crazy_bat_51

Процитирую отсюда про этот несчастный случай:
«...Теперь, после ознакомления с материалами по ссылкам, я поделюсь с вами несколько иной информацией.

Начну с самого начала.

Ракетные шахты. Довольно известное место не только у людей называющих себя сталкерами... о существовании этого объекта знает достаточно большое количество людей. Среди них и любители покататься на велосипедах за городом и желающие понатырить кирпичей нахаляву и т.д. и т.п. Сам объект среди нашего сообщества делится на 2 части. Это «верхние» и «нижние» шахты. Т.е. на небольшом удалении друг от друга располагалось 2 ракетных дивизиона в каждом из которых была пусковая установка состоящая из 3 шахт с ракетами РС-12У. Расстояние между двумя дивизионами примерно 10 км по прямой. Более подробную информацию о объекте можно узнать воспользовавшись поиском по этому сайту.

Говоря на местном жаргоне этот объект - баян. Причем уже сильно потрепанный. История этого места была настолько полно раскрыта, что уже больше просто некуда. Отчетов по этому месту было подготовлено хоть отбавляй. Есть несколько гигабайт видеоматериалов, свидетельства очевидцев и т.п.

Добраться до объекта действительно не составляет никакого труда. Особенно на верхние шахты. Это место находится ближе к федеральной трассе Мурманск-СпБ. И там проложена асфальтированная дорога.

С прошлого лета я увлекся страйкболом. Поиграв немного на командном полигоне я понял что надо предложить ребятам нечто более антуражное, и показал им верхние шахты. Место понравилось всем. Вся прелесть заключалось в том, что объект делится на 2 части. Сначала идет гарнизон и технические здания, а в другой локации, подальше - сами шахты. Шахты были показаны ребятам один раз. Все восхитились, посмотрели и все. Все тренировки и игры проходили в гарнизоне, ибо сразу было решено что на шахтах играть нет смысла поскольку можно если не поразбиваться, то как минимум здорово покалечиться. Но полигон был оценен как классный. Очень антуражный и добраться достаточно легко. В последствии мы приглашали на полигон несколько Мурманских страйкбольных команд для проведения совместных тренировок. Шахт из них никто не видел.

В один прекрасный день, группа из 11 (а не из 6, как пишут в СМИ) человек, на 3 машинах, отправляется попутешевствовать на заброшенный военный объект. Дорогу показывает человек увлекающийся страйкболом. Все доезжают до места и отправляются на исследование местности. После прогулки все возвращаются по машинам и уже вроде как собираются ехать домой. Но сложилось так, что ездябельная часть дороги оказалась слишком узкой для разворота и ребята решили проехать чуть подальше что бы развернуть машины. Поехали как раз в сторону шахт. Приехав на точку ПУ все к удивлению обнаружили что есть еще какая интересная часть объекта, которая не была изучена.

Как я уже писал, там 3 шахты. Для тех кто там был и в курсе - поясняю, трагедия случилась на первой шахте если считать их как въезжаешь по часовой стрелке. Т.е. самая ближняя.

На каждой из шахт сверху имеется технологическое отверстие. Дырка в диаметре метров 5. Они не были зенесены снегом и их было прекрасно видно. Помимо всего практически все железные конструкции в шахтах срезаны под чистую... за исключением первой. Там у самой верхушки, прямо под дыркой есть небольшой железный мостик, висящий на расстоянии 3-4 метра от поверхности. На мостике был сугроб.

Насколько мне известно ребята не сразу поняли где они находятся. Человек, который забрался на купол этой шахты, сначала подумал что мостик это и есть дно. Я полагаю что были сумерки и такой оптический обман вполне возможен, если не знаешь с чем имеешь дело. Но потом он кинул туда снежок и по звуку прикинул что под ним дырка метров в 20. Но это было выяснено до трагедии.

Разумеется что все с радостью принялись изучать подземную часть как только нашли туда вход. Вот тут и произошла основная ошибка. Девушку упустили из виду... и все. Группа разбилась на части и все принялись бродить по темным коридорам. Когда все вышли на поверхность выяснилось что не хватает одного человека. Это произошло примерно в 19:00.

Стали искать... прошел час - результат нулевой. Позвонили сначала родителям... потом спасателям. Примерно в 22:00 приехали 2 спасателя на снегоходах со светодиодными фонарями. (предполагаю что налобники... хотя не уверен)

Ошибка номер 2 - у меня маглайт 4D до дна шахты с трудом добивает... получилось так что ни у ребят, ни у первых прибывших спасателей не оказалось ничего чем бы можно было нормально осветить шахту. Ну не говоря уже про то что сверху дно шахты мешает рассмотреть тот самый мостик, который висит аккурат посередине. Да и не факт что даже если бы шахту подсветили и нашли бы девушку сразу - у кого то с собой было альпинистское снаряжение. А без него в шахту не спуститься.

К полуночи приехали МЧС и милиция... и уже тогда нашли девушку. После чего подняли ее со дна шахты. Со слов специалистов - смерть наступила мгновенно. Девушка при падении с 20 метровой высоты об лед получила травмы несовместимые с жизнью.

Со слов очевидца - на том мостике по середине шахты сугроб как был нетронутый так и остался. Т.е. девушка, если она упала сверху умудрилась пролететь мимо мостика, и не попыталась зацепиться за него, что кажется немножко странным. Хотя если бы она упала с бокового входа в шахту, который находится под землей, то ей бы пришлось протопать внушительное расстояние вместе со всеми. Но вроде как она оставалась на поверхности....

Когда девушку достали из шахты ребята не помнят следов крови на снегу.... а в репортажах по телевизору они показаны. Я не знаю как это объяснить. Но полагаю что заострять на этом внимание не стоит. Просто факт, который не могу не сообщить.

Вполне вероятно что все было как рассказывают очевидцы. Это может легко произойти с любым. Чуть зазевались... человек потерялся из виду.. оступился.... 20 метров.. и все. Не успеешь даже пискнуть. Тем более представьте себе толпу в 11 человек... все галдят.. можно и не услышать что что то случилось.

Но а если человек упал и не погиб сразу... а если где то в другом месте случиться что то подобное. При условии что спасателей вызвали в 20-00... ну 21-00... а они приехали к полуночи. При расстоянии 60км от города.. по трассе. Там без альпинистов все равно никак не вытащить человека. За это время я бы сам успел в город за снаряжением съездить и обратно вернуться.

Вобщем все одновременно вроде бы и понятно... но и вопросы остаются.

Кстати да.... эти люди себя сталкерами не считают.. они больше в дозор любят поиграть. Слово «Сталкер» было добавлено журналистами уже. Хотя пара человек и состоит в сообществах сталкеров вконтакте, но это еще ни о чем не говорит.

Вот такая ребята история. Написал на одном дыхании... все что по этому поводу думал. Не претендую на истину в последней инстанции. В момент инцидента меня там не было. Но считаю этот пост куда более объективным чем тот бред который несут СМИ».
(с) Russos, 2009

Мурманская область, abandoned, подземелья, Россия, trip, rope

Previous post Next post
Up