Сегодня у компании ТГК-1 юбилей. Ровно 10 лет назад, 1 октября 2005 года она приступила к операционной деятельности. Сейчас это тепло и гидрогенерирующая компания, ведущий производитель и поставщик электрической и тепловой энергии в Северо-западном регионе России.
работает компания в четырех субъектах Российской федерации: г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Мурманская область, Республика Карелия
В начале этого лета я посетил Мурманск, где прочитал мастер-класс по промышленной фотосъемке и заодно, отснял Нижнетуломскую гидроэлектростанцию.
Поздравляю компанию с юбилеем и публикую фоторепортаж с ГЭС.
1. Нижнетуломская гидроэлектростанция - ГЭС на реке Тулома в посёлке Мурмаши Мурманской области. Входит в Туломский каскад ГЭС. Построена в 1934-1936 гг. Белбалткоминатом НКВД СССР. В качестве памятника на территории установлено старое рабочее колесо и инструменты, которыми пользовались заключенные. Они были все найдены на территории ГЭС.
2. Первый гидроагрегат пущен 13 января 1937, ГЭС принята в промышленную эксплуатацию 11 июля 1938. При создании водохранилища было затоплено 170 га сельхозугодий, перенесено 30 строений. Представляет собой ГЭС руслового типа. По плотине ГЭС проложен автомобильный переход.
3. Машинный зал. Первый гидроагрегат прошел капитальный ремонт и покрашен в цвета Газпрома.
4. На мой взгляд, для севера не самая лучшая расцветка. На станции установлено четыре пропеллерных гидроагрегата мощностью по 14,3 МВт. Общая мощность - 57,2 МВт.
5. Так куда приятнее.
6. Щетки.
7. Максим Береговцов, электромонтер ГЩУ Нижнетуломской ГЭС - наш экскурсовод по станции.
8. Табло состояний.
9. В недрах гидроагрегата. Турбина произведена Ленинградским металлическим заводом, а генератор заводом «Электросила».
10. Лучший способ контроля для тока масла в системе смазки и охлаждения - визуальный.
11. Древняя платформа на которой хранится устройство для подъема тяжелых часте гидроагрегата с помощью двух мостовых кранов.
12. Нижнетуломская ГЭС построена по плану ГОЭЛРО для электрификации мурманского участка Октябрьской железной дороги. ГЭС возводилась под контролем НКВД силами заключенных Беломорско-Балтийского ИТЛ. Первоначальная мощность ГЭС - 50 МВт (4х12,5 МВт).
13. Во время Великой Отечественной войны оборудование ГЭС, кроме двух гидроагрегатов, было демонтировано и эвакуировано. В послевоенные годы ГЭС была восстановлена, в 1948 и 1949 гг. смонтированы два новых гидроагрегата.
14. В конце 1980-х гг. была проведена реконструкция - гидроагрегаты поворотно-лопастного типа были заменены на пропеллерные, мощность ГЭС увеличилась до 57,2 МВт
15. ГЭС спроектирована институтом «Ленгидропроект».
16. В состав сооружения входит:
- земляная плотина длиной 267,6 м, высотой 29 м, супесчаная с низовым каменным банкетом;
- бетонная водосбросная плотина длиной 58,5 м, с тремя водопропускными пролетами 17,5 х 6,9 м, перекрытыми сегментными затворами с электроприводом;
- сопрягающие дамбы длиной 240 м (левая) и 168 м (правая);
- рыбоход ступенчатого типа для пропуска семги к местам нереста, длина 507 м, высота подъема 20 м;
- здание ГЭС длиной 84 м;
- подводящий канал длиной 1465 м;
- отводящий канал длиной 1040 м.
- машинный зал обслуживается двумя мостовыми кранами по 80/20 т.
17. Рыбоход Нижнетуломской ГЭС оказался весьма удачным и является первым подобным сооружением в СССР. Считается, что он - единственный эффективно работающий рыбоход на ГЭС России.
18. Рыбоход представляет собой бетонное русло со ступеньками и камерами. А так же прямыми участками, где рыба отдыхает. Конфигурация рыбохода создает шум, аналогичный шуму течения реки в природе. Чтобы его рыба услышала, выключают крайний агрегат к нему. Природные камни, вмурованные в бетон, создают иллюзию естественного дна... А вот обратно мальки проходят через турбину. Это суровое испытание никак им не вредит.
19. Комплекс плотин и дамб создал Нижнетуломское водохранилище площадью 38 км², с полным объемом 0,39 км³, а полезным - 0,037 км³.
20. Через водосброс может пройти 1860 м³ воды, а через гидроагрегаты - 360 м³.
21. Невероятная сила воды!
22. Все выдолблено в скалах.
23. И это только один открытый затвор! Представляю, что здесь творится, когда все они открыты!
24. Механизм привода затвора.
25. Отводящий канал.
26. Через несколько дней эта дорога была закрыта из-за аварийного состояния. Жителям приходится теперь делать огромный крюк, пока все не починят.
27. Как видите затвор только приоткрыт.
28. Портал в тоннеле - это остатки водосброса на период строительства гидроузла.
29. Суровая северная красота...
30. Знакомтесь, затвор.
31. Закрытый затвор.
32. Служебный мостик в нижнем бьефе.
33. У затворов цепной привод.
34. По мосту проезжают последние автомобили.
Огромное спасибо пресс-службе «ТГК-1» за организацию съемки!