О своем майском путешествии в Германию на пароме компании «Finnlines» я уже рассказывал. Как пассажир вы сможете увидеть только, соотвественно, пассажирскую часть. Но на нем еще много интересного скрывается внутри и я вам сейчас это покажу.
Компания Finnlines уже много лет осуществляет регулярные первозки по Балтийскому морю. Один из маршрутов - из Хельсинки в немецкий порт Травемюнде.
Несколько фотографий я взял у
ammo1.
1. На линии у Finnlines курсируют паромы класса Star, построенные в Италии. Паромы эти грузо-пассажирские типа ROPAX (roll-on/roll-off passenger), то есть для перевозки автомобилей вместе с размещением пассажиров этих автомобилей. Ледовый класс IA Super позволяет выходить в море при толщине льда до 1,0 м, и осуществлять движение в канале за ледоколом со скоростью не менее 5 узлов при толщине льда до 1,0 м.
Нижняя часть парома - это грузовые палубы и машинное отделение. Надстройка - пассажиры, экипаж, мостик и вспомогательные службы. Длина парома 219 метров, ширина - 30, высота - 50. Осадка - 7,1. Максимальная скорость около 26 узлов, что соотвествует примерно 48 километрам в час.
(с)
https://sites.google.com/site/unterwegsaufschiffen/home/finnmaid 2. По приглашению капитана мы посетили ходовой мостик. Собственно слева стоит капитан, а справа - вахтенный. Все управление компьютеризировано и автоматическое. На переднем плане запасной аналоговый пульт управления.
3. Мостик огромен. Нашлось даже место для диванчика.
4. Главный навигационный экран. Все параметры хода и навигационные точки. Как в вашем автомобильном навигаторе, только сложнее.
5. Паром оснащен четырьмя дизелями Wärtsilä 9L46D мощностью 10400 кВт каждый. Помимо этого есть еще три вспомогательных дизеля мощностью по 1300 кВт. Главные дизели объединены в пары и через редуктор вращают винт. Соотвественно, винтов тоже два. При скорости парома 23 узла винты делают 150 оборотов в минуту. Около каждого редуктора вы видите надпись «PORT» и «STBD» - это левый и правый борт. Правый борт принято называть starboard side (старборд сайд), а левый - port side (порт сайд). Интересно происхождение слов starboard и port. Когда-то суда швартовались всегда левым бортом и имели на левом борту специальный портик (двери в фальшборте) для установки сходни и проведения грузовых операций через сходню. Первоначально левый борт называли larboard, от lodeboard, то есть погрузочный борт. На правом борту на корме располагалось рулевое весло (oar for steering = steor). Затем steorbord перефразировалась в starboard, только звёзды здесь ни при чём (star - звезда). От редуктор идет отбор мощности на привод двух генераторов.
6. 1 узел = 1 морская миля в час. 1 морская миля = 1 852 метра. Распространённость узла как единицы измерения связана со значительным удобством его применения в навигационных расчётах: судно, идущее на скорости в 1 узел вдоль меридиана, за один час проходит одну угловую минуту географической широты. Происхождение названия связано с принципом использования секторного лага. Скорость судна определялась как число узлов на лине (тонкий трос), прошедших через руку измеряющего за определённое время (обычно 15 секунд или 1 минута). При этом расстояние между соседними узлами на лине и время измерения были подобраны с таким расчётом, что это количество численно равнялось скорости судна, выраженной в морских милях в час
7. Два GPS навигатора, в которых задается маршрут (я тут не уверен, что только там задается) и эхолот, который показывает глубину и профиль морского дна.
8. Если в авиации существует система TCAS то на море есть подобная система взаимодействия судов. На фотографии экран этой системы на котором видно кто есть рядом. (Помимо классического радара, конечно). Можно выделить корабль и посмотреть его тип, порт назначие и текущие параметры. Например, грузовое судно TIMCA следует курсом 239 и скоростью 16,6 узлов в Антверпен. Его путь занял пять суток и сейчас как раз его крайний день путешествия.
9. Капитан. Несмотря на компьютеры глаза и бинокль остаются важным элементом наблюдения за морем.
10. Боковой пульт управления, который используется при швартовке. В полу окно, через которое видно борт парома.
11. Какое-то угломерное устройство. Кто знает, что это?
12. Полка с флагами.
13. По действующим правилам на борту должны быть вымпела, которые показывают что происходит с паромом. Этот вымпел означает, что на пароме ведутся водолазные работы.
14. Вместе с кабиной самолета - лучшее рабочее место в мире.
15. Класс Ro-Ro (Roll-on/roll-off) - судно для перевозки грузов на колесной базе: автомобили, грузовой транспорт, ж/д вагоны. Принципиальное отличие данного вида судов заключается в горизонтальной загрузке (как правило, с кормы судна) через откидывающийся нос или корму, которая называется «аппарель». Паромы класса Star относятся к типу ROPAX (roll-on/roll-off passenger), т.е. приспособлены для перевозки большого количества пассажиров. На фотографии пульт управления оборудованием Ro-Ro - аппарели, люки, двери для загрузки и выгрузки машин. С удивлением узнал, что это паром оказывается имеет носовую аппарель, которая называется визор.
16. Судовые часы с интервалами радиомолчания на частотах вызова и бедствия радиотелефонной связи.
17. Вид из рубки на паром.
18. Помимо двух рулей паром оснащен двумя подруливающими устройствами мощностью 2000 кВт каждое. Это устройство предназначенное для активного управления судном; рабочий орган (винт) в сквозном канале, проходящем от одного борта судна к другому борту, перпендикулярно его диаметральной плоскости позволяет улучшить управляемость судном на малых скоростях или при остановленном главном двигателе. Долгое время на море команда «право на борт» означала поворот рулевого румпеля, а не пера руля. Т.е для того чтобы Титанику отвернуть влево от айсберга Ульям Мердек дал команду «право на борт». И как раз начале прошлого века начался переход на прямое указание поворота. Но, как водится в переходный период, не обошлось без нескольких катастроф, которые случились из-за непонимания рулевым команд лоцмана или вахтенного.
19.
Еще паром оснащен двумя стабилизаторами для успокоения качки парома.
20. Талисман в рубке.
21. А теперь пройдем в камбуз. Как я раньше рассказывал, на борту может быть до 500 пассажиров и до 40 членов экипажа. А само судно сертифицировано на наличие 550 человек.
22. На пароме всего 4 повара. Двое занимаются холодными блюдами, и двое, соотвественно, горячими.
23. Большинство продуктов закупают в Германии, так как там существенно дешевле, чем в Финляндии.
24. А теперь пройдем по грузовым палубам. У парома есть термин «Roro lanes» - это общая длина машин, которые оо может принять. У этого парома она равна 4200 метров.
25. 276 слотов для трейлеров и 670 метров частных машин.
26. Часть фур заезжает и выезжает своим ходом. Во время хода водители путешествуют как пассажиры. По старой традиции в первый же вечер большинство их них напивается по черному. Дальше у них ночь и целый день чтобы прийти в норму и уже трезвым сесть за руль и ехать дальше.
27. Палуба пустеет буквально за несколько минут.
28. На этой палубе в основном стоят фуры с тягачами.
29. После ее освобождения опускаю аппарель наверх и разблокируют частные машины. Но чаще всего, чтобы им выехать, надо еще подождать, пока освободят пространство от прицепов на верхней палубе.
30. Футбольное поле. Только плавает.
31. Кормовая аппарель. Паром позволяет одновременно проводить погрузочные операции с двух палуб. А ширина аппарели такова, что запросто выезжают четыре фуры одновременно.
32. Но гораздо выгоднее перевозить только прицепы, а не тягачи с водителями. Поэтому прицеп оставляется в порту и дальше его возит специальный портовый тягач
33. Наконец-то поехали и частные машины.
34. Ювелирная и очень быстрая работа.
35. Вот и все. Разгрузка закончена и паром скоро отправится в новый рейс.
36. Спасибо Руслану
unis за организацию путешествия. Спасибо экипажу парома Finnstar, капитану и компании Finnlines за прекрасный паром и экскурсию по нему.