На подмосковном аэродроме «Раменское» находится летно-испытательный комплекс Гражданских самолетов Сухого, где машины готовят к сертификационным летным испытаниям. Здесь самолеты уже умеют летать. Но надо понять, насколько хорошо, и как сделать так, чтобы летали еще лучше. А также надо провести огромную работу, чтобы получить все сертификаты и разрешения для начала коммерческой эксплуатации, а затем дополнения к уже выданным сертификатам, чтобы расширить условия его эксплуатации.
1. От открывшегося вида в ангаре захватывает дух. Самолеты! И не просто на стоянке в аэропорту, где ими никого не удивишь, а опытные машины! Ну, в кадре так же присутствует и серийный самолет авиакомпании «Якутия» (бортовой RA-89011), который проходил тогда плановое техническое обслуживание.
2. 2. В ЛИКе была организована лекция «Введение в специальность» для студентовпервого курса факультета аэромеханики и летательной техники Московского физико-технического института.
3. Завораживающая панорама цеха.
.::кликабельно::.
4. Сотрудники ЛИКа с душой и не скрывая эмоций рассказывают студентам об одном из самых современных пассажирских самолетов.
5. А другие работники готовят версию увеличенной дальности - LR к
испытаниям шимми - устанавливают какие-то датчики на переднюю ногу.
6. Первый летный экземпляр. Свою программу он выполнил и сейчас отправлен на заслуженный отдых. Было бы здорово потом найти его в каком-нибудь авиационном музее.
7. Для студентов это прекрасная возможность увидеть современную технику.
8. И такая лекция, проведенная на летающем самолете, на мой взгляд, будет в разы интереснее и эффективнее, чем занятие в аудитории.
9. Аэрофлотовский борт (RA-89010) на плановом обслуживании.
Не так давно он был брендирован символикой ЦСКА.
10. Интересно и то, что это не заслуженные «ветераны» авиапрома, которые хоть и остаются прекрасными машинами, но уже морально устарели, а современный самолет, построенный с использованием передовых технологий в гражданской авиации.
11. Игорь Александрович, ведущий инженер по полетным испытаниям, рассказывает о работе СКВ и показывает воздухозаборник системы.
12. В тот момент в ЛИКе шли сертификационные полеты базовой версии по расширению условий эксплуатации, начались работы по испытаниям версии LR, а на машины, находящиеся в эксплуатации у авиакомпаний, вносились доработки по сервисным бюллетеням.
13. В том числе плановые доработки велись и на одном из бортов Якутии.
14. Основная опора версии LR.
15. Первая и третья опытные машины. Вторая находится на статических испытаниях.
16. Игорь Александрович с большим энтузиазмом рассказывает о своей работе.
17. На опытных машинах установлены такие камеры.
18. Студенты, такие студенты. :)
19. Проводка к различным датчикам на опытной машине.
20. Сейчас этот борт уже
покрашен в цвета авиакомпании «Московия».
21. Первая, третья, пятая машина и Якутский борт. Красавцы.
22. Не менее фееричная панорама. Вот что бывает, если встать близко к самолету. :)
.::кликабельно::.
23. После экскурсии по цеху краткий рассказ и показ фильма об испытаниях. Тут как обычно у студентов: кому-то это безумно интересно, кто-то просто слушает, а кто-то и спит. :)
24. А потом был тренажер. Правда, не на подвижной платформе, но, тем не менее, студенты были в восторге.
25. Вы бы видели эти эмоции, когда можно было попробовать поуправлять этим прекрасным самолетом!
26. Парень, скажем прямо, еле посадил самолет. Если бы не помощь Леонида Чикунова, летчика-испытателя ГСС, то сели бы куда угодно, только не на ВПП.
27. За ручкой управления девушка.
28. Вот это не поддельные эмоции!
29. Этот полнопилотажный тренажер можно было, к сожалению, только посмотреть.
30. И еще одна мега-панорама цеха!
.::кликабельно::.
31. А теперь поднимемся на борт пятой опытной машины. Именно на ней сейчас выполняются сертификационные полеты.
32. Всякое оборудование.
33. Борт SSJ-100LR.
34. Все же красивый самолет получился.
35. Кабина.
36. Рабочие места испытателей.
37. Кастомизация наклейками :)
38. Часть сидений с парашютами. Испытания серьезные, в том числе и на критические режимы полета.
Дополнение по парашютам: В соответствии с АП-21 опытные самолеты должны обеспечивать покидание самолета с парашютом. В соответствии с ФАП ЭА все члены экипажа должны иметь парашюты на борту, даже при выполнении рутинных полетов. В этом случае допускается хранить парашюты на борту, а не носить их на себе.
Люк аварийного покидания в воздухе был организован в двери переднего багажника на самолетах 95001 и 95003 (на фото их видно). На остальные самолеты было согласовано, что покидать их будут только на земле, как и положено на типовой конструкции. От необходимости возить с собой парашюты это не избавляет, потому что парашют включает в себя носимый аварийный запас (НАЗ).
39. Огромное спасибо всем сотрудникам ГСС и, в частности, ЛИК за открытость, информацию и вообще.