Белов: Итог протов 2011-13: Это подтверждение возможности массового движения против произвола

Apr 22, 2015 10:57



Об оппозиции

- В чем была ошибка оппозиции в 2011-2013 годах?

Нельзя сказать, что вся работа оппозиции в России была в 2011-2013 годах неуспешна. Или что достичь большего помешала ошибка, которую допустили оппозиционеры. Нет. Просто так сложились обстоятельства. Удача не сильно улыбалась нам. А факторы, осложняющие нашу деятельность, присутствовали в изобилии. Сейчас я попробую рассказать о них.

Успеху любой оппозиции обычно способствует раскол элит. Надо сказать, что к 2012 году он наметился по линии либеральные экономисты - чекисты. В руководстве страны были люди в той или иной степени сочувствовавшие оппозиционерам и желавшие перемен. Но в основном эти лица оказались слабохарактерными. Они так и не рискнули открыто поддержать протест.

У протестующих не было практически никакой поддержки в силовом блоке. Никто не вел переговоры с генералитетом. Никто не предложил силовикам какой-нибудь внятный план будущего с их участием.

Были испорчены или не получили должного развития контакты с представителями думских фракций. Протест должен был хотя бы частично иметь отношение к власти, это бы дезориентировало спецслужбы и давление не было бы столь беспредельным. В этом отношении 3-х депутатов было явно не достаточно. КПРФ могла бы существенно повлиять на усиление протестной активности.

Не было обеспечено эффективное взаимодействие с внешними игроками. По большому счету, особо заинтересованных на том этапе не было. Никакой сколько-нибудь существенной поддержки, о которой постоянно твердила охранительная пропаганда не существовало. Госдеп США ограничивался изучением ситуации, а отнюдь не организацией и финансированием российской оппозиции. Это объясняется, с одной стороны, отсутствием на том момент влияния республиканцев на внешнюю политику США. С другой, страхом официального Вашингтона испортить и без того сложные взаимоотношения с Россией, которыми США весьма дорожат.

Ждал и не дождался своего часа крупный бизнес. Никто из сколько бы значащих крупных бизнесменов не решился на финансирование протестных мероприятий. Да, некоторые бизнесмены посветились на массовых акциях, встречались с некоторыми представителями протестного оргкомитета, но не более. Никто не рискнул играть по крупному. Пожертвования по моим оценкам за весь период протестной активности не превысили и 10 миллионов долларов, в лучшем случае. Включая избирательную кампанию Навального на выборах мэра Москвы. А это, я вам скажу, капля в море для такой большой задачи как победа оппозиционных сил в России. Во многом это было связано с непонятным для бизнеса центром принятия решений. Кто это? Кто лидер? С кем договариваться? С кем иметь дело? Поэтому фактор скудности финансовых ресурсов сыграл свою роль. Не хватило средств на развитие телепроектов, на усиление рекламы в официальных и независимых СМИ, на создание надежной системы безопасности, упреждения провокаций, охраны большего количества ключевых лидеров.

Многие белые воротнички оппозиции, особенно на начальном этапе кампании боялись националистов. Старались не допустить нас до принятия решений, участия в публичных мероприятиях, совместных выступлениях. Но и многие националисты и национал-патриоты также считали, что действовать совместно с либеральным и/или левыми политиками против их принципов. Даже такие опытные специалисты как Владимир Васильевич Квачков не понимали, что без общенародного протеста в крупных городах, во главе которого должны стоять узнаваемые деятели культуры, искусства, правозащитного движения, любые попытки изменения государственной политики или отстранения от власти коррумпированных элементов близки к провалу. Т.к. у режима всегда будет возможность приравнять националистов и национал-патриотов к фашистам и террористам, и расправиться с ними - не оглядываясь на нормы закона под всеобщее одобрение мирового сообщества. А ведь Квачков мог стать как раз тем недостающим звеном в оппозиционной палитре, на которое могли бы сделать ставку военные, представители силовых структур.

Ну и пожалуй самый тонкий момент, который сыграл, тем не менее, огромную роль в определении направления развития протеста. Это бессмысленная провокационная выходка девушек из Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Она принесла им лавры оппозиционерок и борцов с режимом. А оппозиции принесла лавры защитников осквернителей святынь. В России общество настроено весьма консервативно. При том, что реально воцерковленных людей крайне мало, но с основной конфессией страны, с РПЦ себя ассоциирует абсолютное большинство. И даже у далекого от церкви и от религии человека отношение к храму на подсознательном уровне свято, а любое посягательство на святыню рождает отрицательные эмоции. РПЦ обладает серьезнейшим политическим потенциалом, влияние церкви было недооценено лидерами протеста. И вместо того, чтобы искать пути сближения, а это, я вас уверяю, было вполне возможно до выходки “pussy”, оппозиция в лице основных узнаваемых лидеров этим не воспользовалась. Зато этим воспользовался режим…

Подводя итог анализа протестной активности 2011-13 гг. следует сказать о ее главном достижении. Это бесценный опыт совместного творческого труда самых разных людей, проверка лидерских качеств и самое важное - подтверждение возможности действительно массового общенародного движения против произвола и коррупции за прогресс и свободу.

Для многих моих соратников эта кампания стала хорошей школой. Для многих, да и для меня, она еще продолжается в беседах со следователем и взглядах на мир через зарешеченное окно…
Вопрос: Стоит ли ждать новой вспышки гражданских протестов в связи с экономическим кризисом?
По словам некоторых офицеров Управления Защиты Конституционного Строя (УЗКС) ФСБ Российской Федерации, социально-экономический кризис прогнозировался. По их расчетам - пик кризиса придется на лето 2015 г. Ситуация может осложниться массовыми выступлениями недовольных граждан. Об этом проинформировано руководство страны.

Для более мягкого преодоления последствий кризиса была поставлена простая задача. К лету 2015 года страна должна быть зачищена от лидеров и объединений, которые могут воспользоваться ситуацией и возглавить протест. Главный удар решено нанести по организованным националистам, так как режим видит в них наибольшую угрозу в случае начала массовых протестных выступлений, ведь именно националисты в сложной ситуации могут взять управление улицей в свои руки.
---------
Отрывок из интервью политзаключенного Александра Белова (Поткина), данное перед отправкой в в стационар института имени Сербского политзаключенный. Полностью интервью можно прочитать здесь: http://alexandrbelov.com/interv-yu/aleksandr-belov-fsb-py-talos-zastavit-menya-zanimat-sya-terrorom-vo-frantsii-i-ukraine.html
Previous post Next post
Up