Патриарх студентам о традициях. Непонимание или лукавство?

Oct 01, 2012 16:19


Выступая в МГУ, патриарх остановился на вопросе о традиционализме в церковной политике http://www.patriarchia.ru/db/text/2496952.html . При этом саму традицию он определил так: «как перешли эти знания, опыт, мысли, идеи? Они достались нам по традиции. Традиция - это способ сохранения и передачи ценностей из поколения в поколение». Естественно, что традиционализм - основа основ церковной жизни РПЦ, да и любой православной церкви. Но в данном случае имеет место явная подмена понятий. Попробуем разобраться

Какие отличительные признаки традиции? Первое: традиция - всегда то, что отличает одну группу людей, от другой группы людей. Причем, группы эти, как правило большие. Можно говорить о семейных традициях, но обычно говорят о традициях народа. Поэтому общечеловеческие знания (а знания, если они они, в самом деле, знания, а не мифы, всегда общечеловеческие), такие как, например, знания таблицы умножения, или дифференциального исчисления, или таблицы Менделеева, передаются не традицией. Традиция передает иные вещи - не знания. Какие? Прежде всего, образцы, способы поведения. Таковы, например, традиции празднования каких-то праздников, традиции исполнения тех или иных религиозных обрядов и т.д. Жизнь церкви, в самом деле, основана на традициях. Но далеко не вся жизнь общества.  Также можно говорить о традиционных представлениях, или мнениях, как например, мнении,  что Иисус Христос  был сыном Бога и сам Богом, которого Бог-отец прислал на землю. Но такие традиционные мнения не основаны на опыте и потому не являются знаниями, хотя при этом часто оказываются очень распространенными верованиями. Это второй признак традиции - она транслирует от поколения к поколению поведенческие образцы (паттерны) и верования.

В речи патриарха звучит явное смешение двух понятий - традиция и культура, из которых первое гораздо Уже второго и образует по отношению ко второму довольно узкое подмножество. Культура, в самом деле, служит для передачи от поколения к поколению знаний и умений, а также плодов творческой деятельности предыдущих поколений.

Но про необходимость сбережения культуры патриарх говорит гораздо сдержанней, и это неудивительно. Во-первых, развитие культуры часто несовместимо с традиционализмом: жизнь культуры - это не только сохранение старого, но и создание нового.  А во-вторых, сохраняя традиции, к сохранению культурного наследия церковь относится куда менее бережно. «Записывание» великих икон и перестройка великих церковных построек всегда была в церковной жизни самым обчным делом. И сегодня ответственность церкви за бесценные культурные памятники, переданные ей бездумными решениями ангажированных политиков в обмен на политическую поддержку, вызывает множество вопросов.

Но вернемся к роли традиции в культуре. Передает ли традиция ценности, и что вообще ответственно за передачу ценностей? Поскольку и поведенческие паттерны, и верования обладают ценностью для определенных групп людей, можно говорить, что традиция передает ценности. Но эти ценности помимо того, что они не общие для всего народа, - это еще далеко не все ценности народа и даже не главные ценности народа. Если говорить о более универсальном механизме сохранения и передачи ценностей, то таким механизмом как раз является культура.

Но в контексте нашей темы важнее другое: механизмом передачи самых главных ценностей, которые ответственны за жизнь народа как целого,  является не сама культура, а некий «культурный код», или «культурный инвариант», который сохраняется при любых внешних изменениях культуры и остается сегодня таким же, каким он был и тысячу лет назад. Существо этого «культурного инварианта» мало известно и культурологии, и психологии. Тем не менее, именно он является нашей главной общей ценностью, хотя и мало осознаваемой, но тем не менее более чем реальной и очень устойчивой по отношению к любым пертурбациям народной судьбы. Его-то, очевидно, и имеют в виду все наши охранители и традиционалисты, говоря о сохранении главных ценностей народа. Но они не понимают, что эти главные ценности с традициями связаны мало. Они присутствуют во всей нашей жизни, но находятся как бы в иной плоскости и потому остаются невредимыми при изменении форм нашей жизни и нашей культуры.

Не понимает этого новый почетный доктор МГУ или не хочет понимать, я не знаю.
Previous post Next post
Up