Информация поступает скупо и скудно. Пока объявлены общие моменты, которые итак в принципе были ясны. Но очевидно, что 16 часов договаривались не о них, а о том, что их наполняет, то есть о частностях и конкретных условиях. В них-то и вся соль согласованного плана урегулирования.
К сожалению, Порошенко и другие лидеры не поставили подписи под совместной декларацией, а под
"Комплексом мер" подписались только предтавители контактной группы - ДНР/ЛНР, Киев в лице Кучмы, ОБСЕ и Зурабов. В этом списке, впрочем, тоже общие в основном пункты (всего их 13), с общими формулировками, которые явно имеют или требуют уточнений, от которых всё и зависит. Но есть отдельные конкретные моменты, которые уже опубликованы и по которым можно судить о содержании переговоров и достигнутого компромисса.
Первый момент касается отвода тяжёлого вооружения (пункт 2) под контролем ОБСЕ. Условия следующие и крайне любопытные - на расстояние от 50 (для пушек) до 140 км (для смерчей, ураганов и градов):
для украинской армии - по фактической линиии на 00:00 15 февраля;
для ополченцев - по линии 19 сентября.
Это означает, что обе стороны должны оставить свои позиции, и образуется огромная полоса без оружия (100-300км) - фактически до границ Донецкой и Луганской областей. И тогда возникает вопрос - кто её будет контролировать? Это ключевой вопрос. На него пока нет точного ответа. Но с учётом, что в процессе переговоров постоянно выходила тема миротворцев, речь именно о них. Недаром представители Донбасса постоянно подчёркивали, что примут только российских и белорусских миротворцев. Киев же не соглашается на миротворцев, но если согласится, то наверняка будет настаивать на натовцах. Пока что это совсем не известно и под большим вопросом.
Второй момент. В пункте 11-м о конституционной реформе Украины, которая должна пройти до конца 2015 года, есть сноска с перечислением ключевых условий закона об "Особом статусе районов Луганской и Донецкой области". Вот они:
- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей; (РМ: фактически легализация всех участников военного конфликта)
- право на языковое самоопределение;
- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах...; (фактически контроль ДНР и ЛНР за судебной и правоохранительной системой)
- возможность для центральных органов центральной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов...; (Киев будет заключать с Донецком и Луганском соглашения по всем ключевым вопросам совместного хозяйствования)
- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов...; (Киев частично оплачивает Донецку и Луганску восстановление и гарантирует выполнение социальных обязательств)
- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской области с регионами Российской Федерации; (Киев не препятствует сотрудничеству Донецка и Луганска с Россией)
- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах...; (ополчение становится народной милицей, силовые ведомства остаются под контролем нынешнего руководства)
- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены. (гарантируются права нынешней власти ДНР и ЛНР до момента их переизбрания уже в рамках формирования местного самоуправления во время новых выборов)
Таким образом, Донбасс при реализации этих пунктов фактически получает широчайшую автономию в рамках номинально единой Украины. Это и есть тот самый компромисс, которым остался доволен Путин после 16-часового минского марафона. При этом Франция и Германия гарантирует восстановление банковской системы Донбасса, а вместе с Россией договорятся о правилах работы в зоне свободной торговли между ЕС, Россией и Украиной с учётом особого статуса Донбасса.
Третий момент - контроль за границей. Пункт 9. Здесь формулировка предельно конкретна. Граница Украины с Россией будет восстановлена только при условии проведения конституционной реформы Украины, которая подразумевает автономию (самоуправление, народная милиция, трансграничное сотрудничество с Россией). Фактически речь идёт о том, что если Киев отдаёт Донбассу контроль над своей землёй, номинально граница восстанавливается... и продолжает контролироваться ополчением.
***
Подводя итог быстрого, краткого анализа, основанного пока ещё далеко не на полной и окончательной информации, можно сказать: чисто дипломатически Россия достигла успеха, принудив Киев и Запад к болезнненому и временному, но реальному компромиссу. Он основан на замораживании военного конфликта и автономии Донбасса при номинальном сохранении границ Украины. Речь идёт фактически о переформатировании Украины с унитарной на федеративную, как бы ни пытался Порошенко это опровергнуть. Если бандеровцы галичанские в это вникнут, то сразу же закричат о "зраде Порошенко". Другое дело - что этот дипломатический успех надо ещё реализовать. И отсутствие подписи Порошенко и лидеров Европы, конечно, этому не способствует. С другой стороны, желание Олланда и Меркель существует более чем реально, и это будет уже их задача принуждать Киев к реализации принятого "Комплекса мер". Альтернатива этому - только полное военное поражение украинских войск. О чём Владимир Путин весело намекнул, говоря про Дебальцево - либо выходите оттуда с поднятыми руками, либо вас продолжают мочить.
Минский мирный план от 12 февраля отнюдь не решают проблему (он и не мог её решить), но даёт реальный шанс отложить войну до конца 2015 года. При одном условии - что Киев и Вашингтон пойдут на федерализацию Украины. Если нет - то война дойдёт до Киева.
РМ