О преодолении экстремизма, добре и зле и "слабости" Православия

Nov 01, 2013 17:25



Три цитаты из Слова Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с руководителями регионов Северо-Кавказского федерального округа, 14 декабря 2012 года и породившие ими размышления

"Нельзя воспринимать все то, что сегодня происходит на Северном Кавказе, особенно то, что происходило в недавнем прошлом, столь примитивно: мол, возникли некие группы, стали бороться за что-то и т.д. Всегда есть некая подоснова. Люди, с которыми работали заезжие «гастролеры», пытаясь их завербовать, сделать из них террористов, рассказывали примерно так: «Я верующий человек, а мне говорили: "Кругом безбожный, безнравственный мир. Ты что, хочешь жить так, как живут все эти безбожники? Ты что, хочешь, чтобы твои дочери вели себя так, как девицы в больших городах? Ты что, хочешь, чтобы была беспросветная коррупция? Люди совесть потеряли! Иди к нам и будешь вместе с нами защищать самое священное"». Другое дело, что эмиссары, которые так «воспитывают» молодежь, говорят неправду, ведь они не за эти нравственные идеалы борются. Но у человека самые сильные чувства - это чувства религиозные и национальные. Почему мы и народ наш так прореагировали на кощунство в Храме Христа Спасителя? Потому что национальные и религиозные чувства - самые священные. За веру, за Бога и за свой народ люди готовы отдать жизнь. За увеличение ВВП в два раза, за рост инвестиций жизнь никто не отдаст, а за веру и за народ люди отдают жизнь. Поэтому разного рода заезжие пропагандисты и знают, на какие педали нажимать. А вот что нужно делать, чтобы они не смогли воспользоваться этим религиозным и национальным потенциалом? Нужно, чтобы религиозные чувства формировались сегодня в здоровой, естественной среде, и в этом смысле я на первое место ставлю вопросы религиозного образования".

РМ: Агитаторы-экстремисты (как ваххабисты, так и псевдонационалисты) играют на идейной пустоте современной России и нереализованном желании многих молодых людей эту пустоту заполнить. В ответ псевдорелигиозному зомбированию Патриарх предлагает противопоставить истинное религиозное образование, наставляющее людей любить, а не уничтожать. Это нисколько не противоречит так называемой светскости российского государства - ты можешь не быть воцерковлённым и даже не верить в Бога (хотя желательно всё таки и то, и другое), но при этом жить по нравственным правилам, сформированным религией, и прежде всего Православием. Вместе с формированием гражданской идентичности поверх узко-этнической нынешней России необходимо формирование гражданской религиозности помимо религиозности церковной, принятые народом и охраняемые государством (возможно, даже прописанные в законах) нравственные правила поведения и воспитания, которым необходимо следовать любому гражданину страны. В этом и заключается глубинное решение не только проблемы экстремизма и терроризма, но и многих других социальных и государственных проблем - от хамства на дорогах до коррупции. Запретительные меры должны идти рука об руку с воспитательными.


***

"Потому что самая главная проблема современной цивилизации заключается в отказе от Бога - я сегодня об этом говорил в проповеди. Потому что в основу всего сейчас полагается исключительно личная свобода человека. Человек, согласно этим взглядам, сам определяет, что хорошо, а что плохо. Но ведь сколько голов, столько и умов, и если каждый будет сам определять, что хорошо, а что плохо, то человечество будет уничтожено взаимными конфликтами. Должны существовать абсолютные мерила добра и зла, и для верующих людей абсолютным мерилом является слово Божие. Для нас Библия, Евангелие, для вас Коран - это абсолютное мерило, и поэтому наша задача - только научить людей различать добро и зло на основании этого критерия. Вот поэтому верующие люди сегодня являются союзниками, и эти союзнические отношения мы должны укреплять, на основе этих союзнических отношений выстраивать братские отношения - не обижать, не оскорблять, а ценить друг друга".

РМ: Современный "свободный человек" как огня боится слов "абсолютные мерила добра и зла". Он видит в них несвободу, угрозу своей свободе. Происходит это по той простой причине, что он живёт в иллюзии, где свободой называется хитрая манипуляция, когда человека подсаживают на низменные инстинкты и позволяют выбрать между разными этими инстинктами - алчностью, похотью, эгоизмом, гордыней и другими. Он называет свободой личности свободу своих инстинктов. Как только человек попытается выбрать не инстинкты, а духовное развитие, основанное на дисциплине духа и преодолении звериных чувств, - он сполна ощущает на себе все прелести "свободного общества" и "массовой культуры", которые автоматически причисляют его к изгоям. Религиозное чувство и Божьи заповеди устанавливают абсолютное измерение добра и зла и дают точку опоры для совершенствования/спасения человека. Они не принуждают его к этому, но наоборот - оставляют свободу выбора между грехом и спасением. Это-то и есть истинная свобода. В отличие от иллюзорной она сложна и обязательно включает в себя ответственность. Она построена не на манипуляции, а на открытом и честном управлении: если ты свободно и добровольно принимаешь эти заповеди, будь добр следовать им в своей жизни.
Ставя на одну полку Библию и Коран, Патриарх призывает к взаимодействую ислама и православия против экстремизма, к союзу верующих против тех, кто пытается подменить веру злобой и фанатичным извращением великих заповедей. В той же речи он предельно реалистично указывает на то, что важны не декларации, а "такой диалог, который будет проникать в глубину сознания наших людей". Такие идеи и поступки, которые создадут идеологическую защиту для юных душ и сердец от агитации экстремистов.

***

"Сформировать такую империю, как Российская, мог только народ, который себя в полном смысле слова отдавал другим, жертвовал собой. Это привело к тому, что в империи во власти были люди разных национальностей. Никогда не было сказано, что только православный и только русский может быть, допустим, министром или губернатором. Тот характер, что формируется Православием, который со стороны порой кажется мягкотелостью, слабостью, отсутствием хребта, есть на самом деле результат сознательного воспитания народа в этой мягкости и открытости, которая очень неверно воспринимается как слабость. Эта открытость позволяла другим не чувствовать себя дискриминированными, и благодаря этому характеру русских людей и сформировалась империя. Это не слабость - это воспитанное Православием отношение к другим, и благодаря ему мы и существуем все вместе, потому что если бы коренная нация была железобетонной, то о нее разбивались бы лбы других и не было бы никакой общей жизни. Общая жизнь всегда требует жертвенности".

РМ: Это, конечно, ответ всякого рода родноверам и брутальным язычникам, которые обвиняют Православие в том, что оно сделало русский народ слабым. Обвинение абсурдное и разбивается об историю российского государства, одного из самых могущественных в мировой истории, как шлюпка о неприступную скалу. Фактически он указывает, что обвинители, будь то русские язычники или отдельные кавказские джигиты, воспринимают за слабость ту медвежью незлобивую силу, которой всегда славилась Россия. Русский народ, даже в нынешнем своём состоянии, прямо скажем, потрёпанном после трёх революций и двух мировых войн за последние сто лет, после страшной информационной бомбардировки последние 20 лет, тем не менее сохраняет феноменальную силу. Но сила эта как раз и проявляется в том, что она не используется попусту, по каждому незначительному поводу и после каждой бытовой стычки. Русский этнос как связующий все другие этносы в единый народ-цивилизацию должен быть выше мелких обид и сиюминутных внутренних конфликтов между малыми этносами. Именно это его качество позволяет контролировать как единое целое такое огромное и сложное пространство, как евразийское, и в годину смертельной опасности проявлять ту самую настоящую силу, которая не единожды спасала всех жителей этого пространства. Давно понятно: Российская Империя построена не на насилии и исключительности, а на солидарности и равноправии при духовном доминировании русских.

Что, впрочем, не отменяет необходимость "закручивания гаек" и установления жёсткого порядка в стране. Но порядка для всех - от малого до великого, а не только для смуглых или только для голубоглазых.

православие, Патриарх Кирилл, история России

Previous post Next post
Up