Учительница государственной средней школы, гордо прозванной гимназией: "У меня руки опускаются после уроков. Я такого не видела за весь свой немалый стаж, чтобы дети ТАК не хотели учиться. Один мне прямо сказал: "Ненавижу школу и всех в ней. Взял бы и расстрелял всех". И это не хулиган какой-то, а обычный ребенок. Они все так думают. Все страшно устали от нагрузок, от уроков, друг от друга - не знаю от чего ещё.
Ко мне часто приходят дети и жалуются, что вообще ничего не хотят. Полная и совершенная аппатия, пустые уставшие глаза. И это в таком юном возрасте. При этом ребята умненькие, хорошие, зубрящие эти предменты, но ничего не желающие. Родители их таскают по кружкам и семинарам, не дают и минуты свободного времени. Английский учат с детского сада и в таком объёме, будто каждый станет дипломатом. Я им как учитель говорю: не надо вашим детям такой объём языка в таком возрасте - они русский хуже знают. Дайте им погулять свободно, пообщайтесь с ними, дайте им детство! Но бесполезно.
Это если говорить о детях умненьких, развитых. Но их меньшинство. Большая часть - это дети, которые вообще ничего не учат. Нехорошо так говорить, но это дебилы. Им ничего не надо, кроме глупостей. Они будто с другой планеты, хамство и наглость - это норма их поведения. Когда им говоришь, мол, так нельзя, они раскрывают рты и смотрят на тебя как на дурочку. Разговор на уровне "круто, реально, жесть", при этом все собираются становиться звёздами и большими людьми. Не знают, как именно, но точно уверены, что станут. Они спокойно могут встать посреди урока и пойти по своим делам или ругнуться матом. Спрашиваю, откуда ты этого набрался? Ответ - хм, да у меня папа маме или мама папе не такое ещё говорят. И возразить нечего... Что от них требовать в таком случае?
Раньше во мне была любовь к ним, я с радостью шла на урок, а сейчас поймала себя на мысли и испугалась: у меня нет к ним любви. Они совершенно странные, невменяемые. Они не воспитываются дома, а нас никто и слушать не хочет. Прежде всего, мы, учителя, не авторитет для учеников. А почему? Потому что мы не авторитет для их родителей. Родители могут нагрубить нам, прочитать лекцию по правильному образованию, потребовать другого учителя только по собственной прихоти без вменяемой аргументации.
Сейчас уже надо начинать надо не с воспитания детей, а с перевоспитания родителей - они гораздо менее воспитанные, чем их дети. Именно они закладывают в учеников то повседневное хамство, которое понимается ими как норма поведения.
Самое ужасное, что большинство учителей махнуло на эту проблему рукой. Они видят всё это, но не стараются что-либо изменить. Приходят на уроки, просто отчитывают материал и уходят, плюя на школу и всё, что с ней связано. И дело даже не в маленькой зарплате (тем более, что она немного выросла), а в той безысходности, что царит во всём образовании. Министерство, гороно и прочие структуры нам не помогают, они открещиваются от наших проблем и только и знают, что требовать, требовать, требовать. Накидываются с проверками и ругают за всё - за непосещение детей уроков, за двойки, за малое количество оценок. И мы не ставим двойки! Нам нельзя этого делать. И ученики это прекрасно знают. Чтобы была двойка за четверть? Это невозможно! Учительницу сразу съедят, а ученику всё равно. Вот мы и рисуем им липовые четвёрки, и вытаскиваем итоговые тройки. И пишем для проверяющих красивые отчёты. В общем, показуха гораздо (в десятки раз!) большая, чем в советское время.
На этом фоне страшно раздражает, когда по ТВ показывают награждения учителей года и прочих "профессионалов". И когда Медведеву говорит про какую-то там модернизацию и компьютеры в классах. В то время как между детьми и учителями (и между самими учителями) отношения становятся всё более скотскими и уродливыми, совершенно не способствующими воспитанию и обучению. И все эти учителя года никогда не скажут Медведеву, что, мол, есть такие страшные проблемы, надо их решать. Нет! Всё хорошо, прекрасная маркиза, всё хорошо... Фурсенко так вообще терпеть не могут. Не встречала ни одного человека из школьного образования, кто был бы хорошего мнения об этом прощелыге. Каждое его решение - это удар по образованию".
Учительница частной школы: "Родители платят по 400 тысяч в год и требуют от школы всё самое невозможное. А школа, то есть директор, требует невозможное от учителей. И дети это прекрасно знают. Ребёнок может спокойно сказать учителю: мой папа платит вам деньги, поэтому делайте так-то и так-то. Рычагов управления детьми нет вообще никаких. Остаётся только уговаривать, но уговаривать людей, которые совершенно не чувствуют границ реальности, крайне трудно. Дети родителей, выбившихся из грязи в князи, катающиеся на выходные в Европу на дачи, не знающие, что такое автобусные остановки (так как их возят водители), не понимающие реалии окружающего мира, они не видят в учителе никакого авторитета. Авторитет для них - это богачи, братки и крутые, на крайний случай - футболисты или манекенщицы. Конечно, не все родители такие и некоторые пытаются воспитывать в детях меру и уважение к старшим. Но это редкие случаи, буквально единичные. Чаще всего родители - это персонажи бандитских сериалов типа "Бригада", которые уверены в своей абсолютной правоте и силе, а дети их полные копии.
Директор школы в любом конфликте учителя с родителями автоматически становится на сторону родителей, которые вместо того, чтобы разобраться в проблеме своего ребенка, в хамском тоне указывать учителю на место. А место это однозначно лакейское. Мы обслуживаем их детей - как обслуживает их швейцар в ресторане. Вот пример: мальчик 10 лет совершенно почти не умеет читать, по слогам и с огромным трудом. Учителей совершенно не слушает, ни на какие педагогические приёмы не поддаётся. Вызывают родителя. Навороченный мужик наглого вида, не выслушав и половины заготовленной речи учителя, некоторое время пошлым взглядом осматривает её фигуру, а потом бросает: а я вам зачем бабки плачу? И добавляет: "Да и ничего страшного в этом нет, я тоже плохо читал до конца школы". Ржёт.
Многие учителя (чаще всего, лучшие) не выдерживают такого отношения и уходят. Текучка кадров огромная. Порой уходят целыми группами. Но зачастую уходят опять же в частные школы, так как там платят существенно больше. Иногда попадается нормальный директор и можно хоть как-то работать, но речи о нормальном образовании всё равно не идёт. Частная школа у нас так и остаётся, прежде всего, обслуживающей организацией по ублажению отпрысков разбогатевших людей. Ничего более.
Жутко подумать о том, каких мы получим людей из этих детей и что будет дальше? Не исключаю, что нам придётся заново штурмовать пособия Макаренко по работе с трудными детьми. Но замечу, у тогдашних трудных детей не было таких родителей и таких условий. Они были сиротами и нищими. Сейчас же глупость и агрессивность порой соседствует с роскошью и развратом".
Комментарий.
Я не сторонник тотальной и категоричной критики современности. Считаю, что всегда надо пытаться взвешивать хорошее и плохое и давать за каждое хорошее два плохих. Но обойти данные монологи вниманием и не записать их я не мог. Хотя бы потому что они не придуманные.
При этом мне не хотелось бы, чтоб эти два частных мнения стали поводом к самоубийственным настроениям и комментариям типа "шеф, всё пропало!". Я вполне допускаю, что есть совершенно другие ощущения у других работников образования и учителей. Однако нельзя не замечать и эти, критические. Тем более что оба учителя по природе своей не являются паникёрами и вечными пессимистами. Наоборот, они верят в лучшее, но не могут не говорить о том, что видят в своей профессии.
У меня просьба к тем, кто готов говорить о проблеме, а не пытаться паразитировать на ней: если у вас есть другие реальные сведения, поделитесь пожалуйста. Расскажите, что вы знаете. Можно и без указания имён рассказчиков. Надеюсь, на честность. Я же наивный до безобразия.