"В Санкт-Петербурге задержали около 300 человек во время спецоперации против радикальной религиозной группы. «Речь идет о создании на территории Санкт-Петербурга радикальной религиозной группы, которая конспиративно действовала в нашем регионе», - сообщил накануне ИТАР-ТАСС источник в правоохранительных органах. По данным УФСБ, в Петербурге появилась банда, которая призывала к осуществлению террористической деятельности и возбуждению ненависти либо вражды. Преступников в пятницу искали в Петербурге и области, обыски прошли в том числе и в молельных комнатах Апраксина двора". Реакция граждан России на подобные новости простая и вполне понятная - гнать их всех в шею. Этими настроениями пользуются и "гусские провокаторы", которые тут же вбрасывают мысль о необходимости введения визового режима со странами Средней Азии. Что автоматически ставит крест на евразийском объединительном потенциале России. Что моментально отдаёт Среднюю Азию на откуп Китаю и США. В конечном итоге призыв о введении запрета на въезд таджикам и прочим среднеазиатам имеет ту же цель, что и призыв "Хватит кормить Кавказ" - это сужение возможностей России и урезание её до масштабов региональной державы типа Турции.
Несомненно, призыв "Хватит кормить Среднюю Азию" вызовет бурную поддержку русских людей. Обилие гастарбайтеров, которых толпами используют предприниматели строительной, торговой и коммунальной сфер, конечно же, не может не раздражать и не пугать коренных жителей Центрального региона России. Страх перед террористами, который немного поутих, но постоянно сидит глубоко внутри нас, усиливает эту неприязнь. Отсюда и многочисленные мифы о гастарбайтерах, лживые вбросы, подхватываемые СМИ, и откровенные преувеличения их дикости. В такой обстановке самое простое решение, которое напрашивается - это с глаз долой.
Между тем, задача российского государства-цивилизации, безусловно, куда более сложная, чем просто выгнать, отрезать, огородиться и замкнуться в своих владениях. Она в том, чтобы несмотря на проблемы и даже угрозы постараться включить в свой мир потенциал всего евразийского континента. Русские никогда не боялись инородного элемента и умели его перерабатывать в единую общность. На разных стадиях расширения русского ареала они сталкивались с разными народами и традициями и не боялись идти к ним навстречу с распахнутой душой и крепкими объятиями. И в конечном счёте вживали их в единое тело российской цивилизации. В таком уникальном поведении и заключается та удивительная и не имеющая пример сила русских и вера в свою идентичность. В этом и заключается здоровый русский национализм. Когда русскими становятся и татары, и чуваши, и эвенки, и мордва, и адыги, и коми и даже немцы.
Поэтому современной России, даже будучи ослабленной и не до конца восстановившей свои силы, ни в коем случае нельзя отказываться от тех людей, с которыми - напомню - ещё недавно мы жили в одной стране, в единой империи. С которыми мы, на самом деле, сталкивались ещё при царе и с которыми у нас давний опыт взаимного сожительства. И пусть приезжают к нам не самые квалифицированные и умные, и пусть сами эти страны заметно деградировали после крушения СССР. И пусть сейчас мы встречаемся друг с другом на улицах российских городов в рамках уродливых денежных отношений "хозяин-гастарбайтер". Никто и не говорит, что восстановить былую связь будет просто. Но делать это необходимо.
И российская власть это понимает. Отсюда и решение о упрощении регистрации гражданам Таджикистана, и сближение с Казахстаном, и возвращение нашего присутствия в другие страны Средней Азии. Одновременно надо решать те тактические и оперативные задачи, которые встают перед страной в связи с этим процессом. Надо заставлять приезжих учить русский язык и жить между русскими людьми, а не в гетто. Надо привлекать квалифицированных специалистов (либо учить их в российских вузах за счёт стран ближнего зарубежья) и снижать уровень потока дешёвой рабочей силе. Надо ужесточить контроль за бизнесом, который использует нелегальную рабочую силу. Надо жёстко и безжалостно выкорчёвывать из среды приезжих ваххабизм и прочий радикализм. Надо пропагандировать среди них мирный ислам и светские науки. Надо привлекать русских людей из зарубежья и наконец-то втаскивать Украину в Таможенный союз, где пропадают огромные людские ресурсы нашего коренного народа. Надо принимать эти и другие меры - и власть кое-что уже делает в этом направлении и многое планирует.
Но это задача минимум. А задача максимум, стратегическое решение проблемы - это формулирование национальной/цивилизационной идеи, которая объявила бы ясные и высокие цели для русского народа и всех братских и соседских народов. Обретение российским государством высших ценностей и чёткого целеполагания само по себе привлекло бы к Москве все народы Евразии. А те отдельные группы, кто не проникнется высшей идеей России, по крайней мере получат чёткое понимание того, какие в нашей цивилизации правила и какие ценности - и что их нужно соблюдать и чтить. Это не мечты. Так оно и произойдёт. Но пока не наступило такое время, нам надо терпеть и решать тактические геополитические задачи. Надо иметь в себе силы не отпустить Евразию и не превратиться в маленькую, но гордую Польшу, которая когда-то претендовала на роль великой империи, а в итоге стала жалким лимитрофом на подтанцовке у США.
РМ