12 универсальных ценностей человечества

Jul 03, 2012 13:32



________________________________
ПРОГРЕСС ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И МОДЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Что мотивировало биологического предтечу человека? (Рис. 3.2.2) Таких мотиваторов было всего три: это чувство голода, инстинкт продолжения рода и чувство опасности. Можно показать, что для человека мотиваторов поведения, кроме этих трех, есть еще двенадцать. Не больше и не меньше. Почему двенадцать? Специальные поиски позволили показать, что все остальные психологические мотивации человека поглощаются отобранными и являются избыточными. Итак, к числу двенадцати цивилизационно-ценностных мотиваторов, которые делают человека человеком, относятся следующие:

- стремление к совершенству (безразличие к идеалу);
- креативность (творческая беспомощность);
- инновационность (традиционализм);
- ценность человеческой жизни (пренебрежение жизнью человека как таковой);
- терпимость (нетерпимость к инаковости);
- любовь-семья-дети (голый секс);
- нематериальные ценности (материальные ценности, деньги);
- коллективизм-социальность (индивидуализм);
- душа в религиозном смысле (физическое тело);
- труд (рента);
- альтруизм (эгоизм).





В скобках указаны соответствующие антиценности, апелляция к которым позволяет наметить количественную шкалу для оцифровки данных ценностей. Если коллективизм устремился к нулю, значит начинает нарастать индивидуализм. Если человек не ориентирован на труд, то он, чтобы жить, должен обирать себе подобных, но трудящихся, снимая с них ростовщическую и иную ренту. Двенадцать количественно градуированных осей задают цивилизационно-ценностный профиль каждой цивилизации (рис. 3.2.3).




Уровень предпочтения тех или иных ценностей для разных сообществ количественно измерим. И это дает возможность классифицировать сообщества, вводя критерии значимых отличий. Это дает также возможность изучать цивилизационогенез во времени, измеряя временную динамику соответствующих показателей.

Ценности-мотиваторы отличаются от иного типа ценностей. Есть такие ценности, как ментальный механизм сравнения с эталоном, есть ценности созерцания. В данном случае речь идет об иных, вполне определенных ценностях, которые заставляют человека действовать тем или иным образом. Они формируют психологический поведенческий тип личности и сообщества, устойчивые социальные стереотипы, позволяют отличить себе подобного от другого, от иного.

Вообще говоря, это почти аналог видового различия в биологическом мире. Легендарный разведчик Абель едва не попался, когда, движимый душевным порывом, занял без каких-либо обязательств своему американскому знакомому денег, когда тот серьезно заболел. Он не оговорил условий займа и тем самым вызвал сильнейшие подозрения, потому что в американском мире денежных ценностных приоритетов так не принято поступать, это аномально. Такое поведение - признак чужого.

Поведение человека пронизывает не только его личную окрестность в жизни. Ориентация наемного труда на материальное или на нематериальное поощрение меняет глобальную картину организации и производительности труда. Россия, например, на путях материального поощрения никогда не сравняется с Западом в производительности труда. Психология правящей элиты отражается на конфигурации политических режимов и систем. Отношение рутинного большинства к лидерам формирует либо патерналистские отношения, либо гражданское общество. Терпимость позволяет или, напротив, не допускает поликонфессиональную империю (Россия) или религиозно-фундаменталистское государство.

Иными словами, важнейшие сферы жизнеосуществления личности, групп, социума в целом, политических и государственных институтов, форм внешних коммуникаций в мире оказываются производными от предложенного пакета социального генетического кода - цивилизационных ценностей-мотиваторов.

Существует обширная мировая база социологических данных по странам мира, в которых задавались сотни вопросов. Они были самые разные, часто подстраховывающие друг друга, ненавязчиво дублирующие. Оказалось возможным выделить группы вопросов (до 4-8), позволяющие  получить количественную оценку самим населением страны предпочтений среди введенных выше в анализ двенадцати ценностей-мотиваторов. По этим данным были построены ценностные профили типа показанных на рис. 3.2.3. Нужно, правда, заметить, что эти результаты, как и результаты всех социологических опросов, дают специфическое знание - не более чем об образе сознания респондента, т. е. о том, как он думает о себе по части предпочтений им тех или иных ценностей-мотиваторов. Понятно, что существует различие между тем, как он думает о себе и тем, что имеется на самом деле, т. е. тем, как он ведет себя на самом деле. Образ сознания и действительное распределение ценностей должны отличаться. Более того, на образ сознания можно воздействовать манипуляционными средствами в каких-то целях - например, глобальных социальных технологиях управления, в информационно-психологических войнах. Ниже мы увидим, что так оно и есть на самом деле.
[...]

Предложенный авторами количественный подход к цивилизационному портретированию дает возможность построить в 12-мерном пространстве соответствующий пространственный образ цивилизации, наблюдая за его специфичностью, отличительностью от иных цивилизационных моделей и исторической динамикой. А это в свою очередь дает возможность оптимизировать цивилизационную успешность на основе уникальности данной конкретной цивилизации (рис. 3.2.7).




Разные цивилизационные модели не являются первосортными и второсортными, как это стремятся представить в отдельных теориях или практиках, например Запада. Каждая может быть одинаково или, по крайней мере, сопоставимо успешна, но при условии реализации своих ресурсов и правил успешности. Заимствование может быть весьма губительным. «Что русскому здорово, то немцу смерть!». Введение количественных критериев дает возможность проследить эволюцию цивилизаций и дать ее прогноз.

6-ТОМНИК "НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ"

ценности-мотиваторы, национальная идея, Центр проблемного анализа, цивилизация

Previous post Next post
Up