Это был наш первый парусный поход.
Было немного стрёмно - не потонуть, нет. Стрёмно забыть дома что-то важное. Стрёмно по глупости перевернуть лодку или сломать что-нибудь тупо из-за незнания мат.части.
Но тем не менее, мы отправились.
Онежские острова - русские Мальдивы :)
Часть первая. Туда.
Около трёх часов дня второго июля я загрузил в машину последний мешок барахла и мы выехали на Ярославское шоссе. Пятница. Уже пробки.
В семь были в Ростове. Заехали в город. Прямо напротив ворот Кремля - грузинское кафе Алаверды. Нормальная еда по разумным ценам. Девочка-официантка двадцати рублям чаевых обрадовалась как манне небесной.
На закате гуляем в Ярославле. Волжская набережная, теплынь, цветут липы...
Ростов и Ярославль - очень приятные города, подумываем заехать сюда на выходные.
Около одиннадцати вечера ложимся на курс: Вологда-Вытегра-Пудож-Шальский. До Вологды дорога нормальная. Дальше - всё хуже. Под Вытегрой местами нет асфальта совсем. Местами в асфальте такие глубокие ямы - что, кажется, без асфальта было бы лучше. Это трасса Вологда-Санкт-Петербург и Вологда-Мурманск. Не последняя российская дорога...
Бензоколонки тут - большая редкость. В Вытегре бензина остаётся совсем немного - отправляюсь искать. Проезжаю городок насквозь до Мурманской трассы - бензоколонки нет. Чуть съезжаю с дороги развернуться - правое переднее колесо тут же проваливается в глубокий кювет, заросший гостеприимной травкой. Машина кренится, жду укладывания на бок, но обходится. Выползаем - всё не так плохо - заднее левое колесо в полуметре над землёй, машина лежит пузом на краю кювета.
Сразу же останавливается легковая машина, подъезжает грузовик. Я достаю трос, залезаю под самосвал... И - не успев толком ни испугаться, ни выругаться - оказываюсь поставленным на все четыре колеса на узкой обочине. Спасители исчезают так же быстро, как и появляются...
Бензоколонка в Вытегре - тут можно кино про 80-ые годы снимать - настолько древнее оборудование - находится уже за границей посёлка по питерской трассе. Следующая будет только в Пудоже, причём там её тоже надо поискать, но есть хотя бы указатели.
В итоге, дорога до посёлка Стеклянный - так называется часть Шальского, расположенная на правом берегу реки Водла - заняла 23 часа с учётом прогулки в Ростове и Ярославле и трёх часов на сон в машине где-то под Вытегрой. А ведь казалось бы - всего 900 км..
Машину мы расчитывали оставить в посёлке Стеклянный и у меня даже была пара наводок, где это можно сделать, но первый же человек, с которым мы заговорили в посёлке, сказал, что никуда ехать не надо, отвёл нас к бабуле, которая жила напротив. Бабуле с боем удалось вручить 1000 рублей за 10 дней парковки - она была готова посмотреть за машиной и бесплатно.
Может кому пригодится - бабулю зовут Галина Ивановна, номер её дома я не запомнил, но напротив дома 30 и 32.
Прямо там же мы собрали лодку и отправились в плавание.
Часть вторая. Выход в Онегу.
Посёлки - Шальский и Стеклянный - вытянулись по берегам Водлы на довольно большое расстояние. До выхода в Онегу там километра два. Со слабым встречным ветром ползли мы их довольно долго. Приблизившись к порту, надо забирать левее.
На самом выходе у берегов широкие песчаные отмели с глубиной по колено. Нормальная глубина - только в узком коридоре фарватера, по которому в порт заходят большие корабли. Надо постараться с ними разминуться.
Оказавшись на большой воде, мы повернули налево и пошли на юг - в сторону мыса Бесов Нос. Но сначала предстояло найти стоянку на одном из ближайших островов.
Первым был остров Карельский (цифра 2 на карте). На самом деле, там два острова. Мы причалили к южному.
На этих островах оказалась очень шумная колония чаек. Стоило только приблизиться к острову, как поднялся страшный гвалт. По прибрежным скалам от воды вглубь острова ковыляли серые пушистые комочки, а над головами у нас носилось несколько десятков птиц, норовя спикировать прямо на макушку.
Чайки там встречаются нескольких видов - те, что помельче, активно охраняют своих птенцов.
Погуляв полчаса по скалам, мы решили, что спать нам тут эти пернатые демоны всё равно не дадут и отправились к острову Михайловец (№3 на карте)
Причалили к острову Михайловец.
На Михайловце стоит старый заброшенный маяк и есть места для установки палатки. Остров каменистый, почвы почти нет, деревья растут в трещинах скал. Но камни плоские и, если нет штормового ветра, палатка без колышков на них ставится прекрасно.
Можно поймать сигнал сотовых станций.
Здесь тоже гнездятся чайки, но обычные - крупные. Птенцов они почти не охраняют. Серые пушистые недоптицы могут небыстро ходить и довольно уверенно плавать. Еду себе добывают самостоятельно. Людей практически не боятся.
Птенец чайки. Неказист, но вполне самостоятелен.
Здесь мы и заночевали.
Закат на острове Михайловец. Снято с маяка.
Закат был фантастический.
Половину горизонта заполнило такое безграничное суфле.
С этого заката мы в Онегу и влюбились - похоже, надолго.
Онега спит.
Часть третья. Лодка.
Путешествовали мы на лодке М-139 производства питерской фирмы "Тритон". Длина 4.5 метра. Мачта 6 метров.
Имеет один недостаток - вес. Комплект весит 70 кг. Для переноски вдвоём с хрупкой девушкой это многовато. В остальном лодка отличная, хотя в шторм на ней ходить по Онеге я бы не рискнул. Позволяет уверенно идти против ветра под углом 45 градусов. Средняя скорость при среднем ветре 5-10 км/ч. Распашные вёсла выручают при полном штиле.
Грузоподъёмность - 215 кг. Наверное, можно на ней путешествовать и втроём, если путешественники не тяжёлые. Но вдвоём явно лучше и свободнее.
Часть четвёртая. Достопримечательности и стоянки южнее Шальского.
После ночёвки на острове Михайловец мы отправились дальше на юг. Планировали дойти до маяка на Бесовом носу и поискать там стоянку. С утра дул довольно сильный ветер и волна на озере потихоньку раскачивалась. При движении против ветра носовые части баллонов влетают в гребни волн и лодку постоянно накрывает брызгами. При подходе к Бесову носу мы были уже мокрые с ног до головы, а шторм всё усиливался.
Вообще, вокруг Бесова носа много отличных стоянок. Песчаные пляжи и сосновый лес прямо за ними - тут постоянно стоят туристы.
Ветер неожиданно зашёл "с моря" и стал недвусмысленно штормовым. Мы к тому моменту были примерно в 500 метрах от маяка и решили направить лодку к ближайшему пляжу. (Цифра 3 на карте) Там мы и остались на две ночёвки.
Укрылись от шторма в ближайшей бухте у Бесова Носа.
lamourzik очень рада, что мы, наконец, причалили :)
Шторм тем временем разыгрался серьёзный.
Волны были до полутора метров высотой.
И на самом Бесовом Носу, и на некоторых мысах вокруг него находятся петроглифы - наскальные рисунки, которым 5-6 тысяч лет. Много про них слышали и мечтали увидеть своими глазами. Увидели. Сначала не могли найти, потом нашли - у самой воды.
Это был единственный день с сырой прохладной погодой.
Надев на себя всю тёплую одежду, валялись на камнях, разглядывали древние рисунки.
Камни, на которых они нанесены, становятся очень скользкими, когда их накрывает волной. Не наступайте на мокрые участки - уедете в воду моментально.
Это охотник с оленем.
А это - лебеди.
В лесу недалеко от маяка стоит большой информационный щит, призывающий беречь петроглифы - там места, где их можно найти, обозначены на карте этого района.
На самом Бесовом Носу стоит старый маяк. Сейчас он не действует, но пока его ещё не разобрали.
Внутри маяк полностью деревянный.
Закаты на Бесовом Носу также хороши, как и почти везде на восточном берегу Онежсого озера.
После Бесова Носа мы отправились ещё дальше к югу - на острова Гурия. (Цифра 5 на карте) Там тоже есть петроглифы.
Это большой остров архипелага Гурия. Маленький - просто плоская скала с парой сосенок.
Остров небольшой, с соснами, песчаной почвой и очень уютными стоянками.
Остров Гурия - отличное место для стоянки.
Это уже довольно далеко от Шальского, сюда редко добираются туристы и рыбаки.
Острова Гурия - край Земли.
Звезда по имени Солнце.
Здесь мы тоже простояли две ночи и не видели ни души.
И под каждым там кустом был готов и стол и табуретка, однако.
Земля круглая - какбэ намекают нам эти острова.
Острова Гурия - русские Мальдивы.
Дальше мы решили исследовать местность севернее Шальского и предприняли мощный рывок километров на 25. Ветер был довольно невнятный и шли мы это расстояние целый день. Закончился этот день грозой, которая застала нас недалеко от острова Деда (Цифра 6 на карте). Поняв, что гром и молнии недвусмысленно приближаются, а у нас торчит в небо шестиметровая металлическая палка, я причалил к берегу, быстро свалил мачту, вытащил из лодки вещи и накрыл их парусом. Когда начался ливень, мы тоже перебрались под парус и, несмотря на то, что оказались на широкой муравьиной тропе, провели не самый худший час с бутылкой ярославского бальзама и пакетом орехов с сухофруктами.
Часть пятая. Еда, рыбалка и всё такое.
Люди, далёкие от походной жизни, считают, что на десять дней двум путешественникам нужен чуть ли не вагон еды. Мне этих людей жаль.
Проблем с водой на Онеге нет. Всё время пребывания мы пили некипячёную воду прямо из озера. Фантастически вкусная вода! Мало какая бутилированная с ней сравнится!
Все продукты перед отъездом я закупил в Ашане. Весили они не больше восьми килограмм и стоили 1800 рублей - и при этом у нас осталось невостребованными процентов 30 этого набора. Мюсли для завтраков, рис/гречка/макароны для ужинов, натуральный молотый кофе, разные сорта чая, орехи, сухофрукты, шоколад, сухарики... Простая и полезная еда. Добавить к этому рациону рыбу, которую я ловил почти каждый вечер - и окажется, что здоровое питание - это очень просто и дёшево.
В походной коптильне - шесть свежепойманных хариусов.
Про рыбалку стоит упомянуть отдельно.
Южная часть Онежского озера - это огромные пространства. Найти здесь рыбу довольно непросто. Можно искать её в открытом "море" - там троллингом ловят лосося. Для этого надо покупать лицензию и мы этим не промышляли. Мы ловили рыбу у берега спиннингом.
Хариус попадается не особо крупный, но особо вкусный.
Здесь ловятся окуни, хариус, мелкий сиг и иногда лещ. Лучшая приманка - мелкие вращающиеся блёсны. У меня лучше всего работали Mepps Aglia Long #0 и #1. Если ловить с лодки, то результаты заметно лучше.
Сначала ловил с берега, потом понял, что с лодки ловится лучше.
Ловят здесь вечером до захода солнца. Если понять принцип поиска уловистых точек, то без рыбы на ужин не останешься.
Онежские суши. Окуни и один мелкий онежский сиг.
Часть шестая. Стоянки и достопримечательности севернее Шальского.
Природа к северу от Шальского сильно отличается от того, что можно увидеть на юге. Разница в 30 км, а контраст заметен.
Острова здесь не плоские ровные камни, а нагромождения камней. Пляжи тут не песчаные, а из крупной гальки размером с волейбольный мяч. Найти хорошую стоянку очень непросто.
Сначала мы остановились на острове Деда (цифра 6 на карте). Долго плавали вдоль берега - искали место для лагеря. В итоге нашли на самой северной оконечности острова. Не сказал бы, что стоянка оказалась удачной - это было единственное место на всём маршруте, где нам реально испортили жизнь комары. После заката из тундровой растительности, которой покрыт остров, поднялись полчища мелких кровососов и заставили нас спрятаться в палатке. Долго мы здесь не задержались и на следующее утро отправились исследовать соседние острова.
Когда ветра почти нет, можно затеять фотосъёмку в лодке.
Женщина на корабле вполне может освоиться :)
Остров Кладовец нам не понравился. Остров Еловец южный понравился, но на нём стоит рыбацкий домик, рядом припаркован катер и потом весь вечер туда ездили моторки. Мы решили не мешать рыбакам. Остров Еловец северный показался малопригодным для жизни. Тем временем, собиралась очередная гроза и мы направли лодку к берегу. Тут возле мыса есть несколько маленьких островков, на самом южном мы прекрасно поставили палатку и наловили рядом много рыбы (цифра 7 на карте).
Очередной онежский закат. Уже седьмой по счёту, а всё равно рука тянется к камере.
На ночь снимали с лодки парус и вёсла. Чтобы не утащило ветром (или неветром).
На следующее утро мы поехали изучать острова Лосьи. Ветер всё время дул какой-то невнятный и большие переходы у нас не получались. В проливе между двумя Лосьими островами есть хорошие места для стоянки, но там удачное место для рыбалки и постоянно стоят рыбаки. Хотелось остановиться в более тихом месте и мы нашли отличную песчаную бухту на восточном берегу большого Лосьего острова. Здесь мы и провели две оставшиеся ночи в полном уединении.
Здесь хорошо ловилась не только рыба, но и - каким-то чудом - мобильная связь.
Острова Лосьи довольно большие, на них растёт густой смешанный лес, в котором много грибов.
Нарушено наше отшельничество было в четыре утра. Мы проснулись от характерных звуков брякания мачтовых труб. "кто-то собирает нашу лодку, парус ставят" - подумал я и тихонько выглянул из палатки...
Оказалось, в нашу бухту причалили коллеги из Смоленска на парусном катамаране "Путник". Они больше 12 часов мотались в открытом "море" в полный штиль и уже под утро поймали какой-то ветерок и смогли добраться до острова. Утром мы оставили им бухту в наследство и отправились в посёлок.
Когда парни из Смоленска проснулись, мы уже собрали вещи и фотографировались в лодке напоследок.
Ветер, поначалу радовавший своим постоянством, через пару часов стал стихать и последние километра четыре мне пришлось идти на вёслах.
В девять вечера мы причалили к тому месту, где 10 дней назад оставили машину. А ещё через сутки я затаскивал лодку к себе на пятый этаж в центре Москвы.
Большое онежское путешествие закончилось.
Перед отъездом я прочитал
отличный отчёт о подобном путешествии у
silly_sothoth. Надеюсь, и мой отчёт кому-нибудь пригодится.