Замок бриллиантового князя
Усадьба Надеждино не принадлежит к числу особо раскрученных туристических мест. Да и смотреть там сейчас по мнению многих туристов, привыкших к музейному глянцу, нечего. Это вам не отлужковленное Царицыно. Руины, разруха. Но нас как раз от таких объектов за уши не оттащишь, потому что живые, подлинные, без нового цемента и химических красок. Это и есть настоящий 18 век, каким сохранился до наших дней, каким сберегли. Выкладываю небольшой текст и картинки (все - под катом), писавшийся для одного так и не вышедшего попсового журнала. Он прост до крайности, без загруза. Можно было бы написать и больше, и содержательнее, но в другой раз. Добавлю пока несколько любопытных фактов. Строительством дворца А.Б. Куракина в 1780-1790-е гг. руководил архитектор Н.Телегин, окончивший Академию художеств. Проект действительно мог принадлежать Кваренги. Церковь Св. Александра Невского освящена в честь небесного покровителя создателя усадьбы. В ней в 1826 году останавливался траурный кортеж с гробом императора Александра I, следовавший из Таганрога в Петербург. Гроб простоял в храме ночь, служили панихиду. Дворец сгорел в начале 1920-х, с тех пор не восстанавливался. В уцелевших от разрухи дуговых службах до недавнего времени размещалась психушка. Уже года три, как усадьба пустует. Надежд на возрождение Надеждина почти никаких. Эта окраина Пензенской области слишком далека от цивилизации, поэтому трудно найти кокое-то использование для куракинских построек. Да и вложить в их реставрацию надо немало. Ищи дурака.
"ЗАМОК БРИЛЛИАНТОВОГО КНЯЗЯ"
Посетителям Третьяковской галереи знаком большой портрет князя Александра Борисовича Куракина кисти Владимира Боровиковского. С него с надменной улыбкой смотрит пышный вельможа XVIII века, разодетый по тогдашней моде - в парике и парчовом кафтане с орденскими лентами. Он стоит возле стола с важными бумагами под мраморным бюстом благодетеля - императора Павла I. Художник не без иронии показал непомерное тщеславие своего героя, которого за глаза называли «павлином». Было у Куракина и другое прозвище - «бриллиантовый князь», данное за любовь к великолепным нарядам и за колоссальные богатства, позволявшие вести ему поистине царскую жизнь. Правда, она не всегда была безоблачной.
До сих пор на окраине Пензенской области (сейчас поселок Куракино Сердобского района) высятся руины усадьбы, в которой князь Куракин прожил изгнанником пятнадцать лет. С детства Куракин был другом нелюбимого сына Екатерины II Павла. С ним наследник трона делился самыми сокровенными (и опасными для матери) мыслями. Ее терпение переполнилось, когда в переписке Куракина обнаружили оскорбительные слова в адрес Потемкина. Екатерина выслала Куракина в одно из его дальних имений. Расставание с Петербургом для аристократа было тяжелым. Однако, обладая природным оптимизмом, он задался целью создать в своей деревне подобие царского двора. В селе Борисоглебском, переименованном в Надеждино, началось строительство усадьбы, подражавшей знаменитому Павловску под Петербургом - имению его оставленного друга и покровителя Павла.
Проект дворца на 80 комнат был заказан модному тогда архитектору Джакомо Кваренги. Трехэтажное здание в стиле классицизм крыльями обрамляло парадный двор, на который вели ворота в виде триумфальных арок. Дворец скоро наполнился роскошной обстановкой - дорогой мебелью, картинами и скульптурами, в которых просвещенный хозяин знал толк. Среди его знакомых было немало людей искусства. Куракину нравилось заказывать свои портреты разным художникам. Многие известные портретисты той эпохи запечатлели холеное и самодовольное лицо Александра Борисовича.
В усадьбе был разбит парк, аллеи которого получили сентиментальные названия: «душевного спокойствия», «приятного наслаждения», «скорого достижения». В числе прочих были аллеи, названные именами любимых крепостных девушек князя. В усадьбе Куракин держал целый гарем красавиц. У него были дети, получившие фамилию Сердобиных по названию реки, протекавшей в Надеждине. Более 300 дворовых окружали Куракина в его ссылке - садовники, художники, музыканты, кондитеры, доктора, лакеи. Жил при князе отставной майор, имевший экзотическую должность «держателя трости». В Надеждине постоянно устраивались праздники, охоты, давались спектакли. У князя была собственная флотилия яхт, на которых он любил ходить по рекам Сердобе и Хопру.
Князь покинул Надеждино в 1797 году, сразу после кончины Екатерины и воцарения Павла I. В Петербурге его ожидали высокие посты канцлера, затем министра иностранных дел, члена Государственного совета. В Надеждине после этого он почти не бывал. Отдаленная усадьба опустела и быстро пришла в упадок. При большевиках, в 1920-е годы, дворец сгорел. Его величественная руина и сейчас возвышается на обрывистом берегу Сердобы, напоминая о бренности земной славы.