Церковь Рождества Иоа́нна Предте́чи в Старой Ладоге.

Jan 24, 2016 21:24



Це́рковь Рождества́ Иоа́нна Предте́чи - бывший четырёхстолпный пятиглавый собор Иоанно-Предтеченского монастыря, ныне действующая православная церковь с приделом св. Параскевы Пятницы и восьмигранной столпообразной колокольней, расположенная на северной окраине Старой Ладоги. Известна по упоминаниям с 1276 года, современное здание построено в 1695 году.



Первое упоминание о Ивановском монастыре на возвышенности, именовавшейся Малышевой горой, встречается в летописи 1276 года. Известно, что к монастырю благоволила семья царя Бориса Годунова. В Летописи 1604 года сообщается о пожертвовании царём монастырю двух колоколов, с выбитой на одном из них надписью: «Ладоге - оплоту государства моего».



На другом колоколе вылита надпись: «Лето 7112 (1604 г.) к Вознесению Господню и Рождеству Иоанна Предтечи на Малышеву гору в Ладогу слито два колоколы при благоверном царе и великом князе Борисе Федоровиче всея Руси и его благоверной царице великой княгине Марии и при их благородных чадах, царевиче Федоре, царевне Ксении и преосвященном митрополите Исидоре Великого Новгорода и при настоящем игумене Дионисии».



До конца XVII века постройки монастыря, включая церковь, были деревянными. Как свидетельствуют источники, нынешний храм был воздвигнут в 1695 году на месте более древнего деревянного.
Колокольня. Август 2010 г.



Долгие годы (до своего закрытия в 1920-е) Иоанновский собор был главным собором Старой Ладоги. Таковым он остаётся и сегодня, хотя ещё недавно ему угрожало полное разрушение. Рухнул свод апсиды, стала клониться колокольня



Оказалось, что Малышева гора изрыта подземными ходами. В XIX веке крестьяне села добывали здесь кварцевый песок и продавали его в Санкт-Петербурге для изготовления лампочек. Образовавшиеся пустоты стали угрозой сохранности памятника. Реставраторам пришлось закачать туда немало бетона, что приостановило его разрушение.






В 1991 после завершения реставрации церковь Рождества Иоанна Предтечи первой в Старой Ладоге была возвращена верующим. Её придел во имя св. Параскевы Пятницы украсил новый иконостас, кованые подсвечники. Стены прилегающей трапезной были расписаны петербургскими художниками. В самом храме также был заново воздвигнут многоярусный иконостас.



Теперь церковь приписана к Никольскому монастырю.




Здесь совершаются воскресные и праздничные литургии насельниками Никольского монастыря. Собор стал «кафедральным» и для староладожан. Паломники, следующие в Александро-Свирский и в другие дальние монастыри, в воскресные дни зачастую начинают свой подвиг паломничества к святыням с литургии в Староладожском Никольском монастыре.












----























Могила А.В.Лосева.
"НА СЕМ МЕСТЕ ПОГРЕБЕНО ТЕЛО РАБА БОЖИЯ
АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОСЕВА.
.
Он был из ростовских мещан,
в молодых летах поступил в Никольский монастырь, где неутомимо и молчаливо исполнял самые трудные послушания;
потом стал юродствовать ради Христа, несколько лет содержался в доме умалишённых,
а по освобождении начал ходить в Ладоге и её окрестностях в странном виде, пользуя многих потаённо.
.
Такая жизнь продолжалась более 20 лет и увенчалась страдальческою кончиною.
.
В первых числах декабря 1847 г. он утонул в реке Волхов,
а в мае месяце 1848 г. тело его приплыло к Новой Ладоге почти невредимое к прославлению Бога,
явившего своего долготерпеливого раба.
.
Здесь предано оно земле 17 мая 1848 г. строителем иеромонахом Аполлосом с братиею
в присутствии игуменьи Успенского монастыря Февронии с сёстрами
при многочисленном собрании почитателей покойного"».















Икона Иоанна Дамаскина



Церковная лавка.









Не подалеку притулилась частная часовня Петра и Февронии Муромских.
Год постройки: между приблизительно 2000 и приблизительно 2005.
Тропинка от родника к часовне.








Сохранились развалины старинного дома, что за строение мне узнать не удалось









Побывав в этом старинном уголке Ладоги, трудно пройти мимо великолепных видов реки Волхов, с ее крутыми берегами, курганами в одном из которых по легенде находится могила Вещего Олега. Впервые об «Олеговой могиле» в связи с волховскими сопками упомянул в ноябре 1885 г. Н. Е. Бранденбург, докладывая членам Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества об осмотре сопки у с. Михаила Архангела (21-I по В. П. Петренко), он, в частности, говорил: «Курган может быть очень важен: напр., в боковом обвале его видна часть как бы кладки из плит, вероятно обходящей всю подошву насыпи, а при виде этой громадной насыпи невольно вспоминаются северные сказания, указывающие на могилу Олега Вещего где-то под Ладогой… Было бы в высшей степени любопытно подвергнуть этот курган точному обследованию, пока его не раззорили еще кладоискатели». В 1886 г. на сопке проводились раскопки, но княжеского погребения в ней найдено не было, никаких местных преданий, связанных с этой сопкой, зафиксировать также не удалось. Десять лет спустя, в своей книге «Старая Ладога», Н. Е. Бранденбург говорил уже о возможности погребения Олега в «сопке Ходаковского»









Взгляд на храм от могилы Вещего Олега.

















Любители рыбалки всегда найдут местечко где посидеть с удочкой









Святой источник и место для купания




Previous post Next post
Up