Речь идет об уникальном архитектурной традиции, возникшей 100 с лишним лет назад в селигерских селах - кирпичных избах с архитектурным декором в наивно-классическом стиле. Центром этой традиции было и есть село Заплавье.
С байдарки деревня смотрится очень эффектно. Сначала даже не совсем ясно, что это такое - слишком велик контраст с кувшинками и моторками.
Исторически деревня была рыбацкой и стоит на мысу. Места немного, поэтому улочки неширокие и дома стоят очень компактно. В основном дома старые, и почти каждый - оригинальное архитектурное произведение с уникальным декором из классических архитектурных элементов - колонн, пилястров, карнизов.
Не стоит думать, что здесь поработала бригада архитекторов с классическим образованием. Эти дома крестьяне строили сами - для себя и для соседей. Кроме того, были специальные артели "плотников" - так они себя называли, поскольку строили из дерева тоже - они работали для хозяев побогаче.
Кирпич обжигали сами, причем простой, а не фигурный, который обычно требуется для архитектурных орнаментов. В нужных случаях его просто обтесывали и из такого простого материала создавали легкие, стильные и яркие композиции.
Традиция возникла на востоке Селигера в конце 19-го века и просуществовала до 20-х годов следующего. В страшные советские годы подобные инициативы были невозможны, и вообще удивительно, что большая часть домов бережно сохранялась. Люди передавали память об искусстве предков следующим поколениям - видимо, они понимали его уникальность и гордились им.
Трудно сказать, откуда в среде простых крестьян и рыбаков возникла такая эстетская "мода". Но факт остается фактом - люди не строили себе дворцов и соревновались не в их богатстве и размерах, а в оригинальности и красоте. От этих старых и иногда обветшалых стен до сих пор исходит радость. И сила.
Второй этаж дома обычно занимала светелка - в данном случае больше подходит мезонин. Их тоже украшали, иногда вставляя в орнамент имена хозяев и мастеров.
Не все так безоблачно, конечно. Судьбы жителей деревни сложились по разному, и не все могут или хотят тратить деньги и силы на сохранение "бесполезного" наследия. Деревня выглядит небогатой, и некоторые дома выглядят обветшалыми - но большинство держится, и старинная основа дома обычно последнее, чего касается запустение.
Возможно, именно общая культура, воплощенная в исторической памяти, помогает деревне уверенно шагать в новое время. Турбазы и коттеджные поселки не вторгаются в историческую среду, а располагаются в сторонке неподалеку. Жители открыты и радушны, и по прежнему сохраняют за деревней славу рыбной столицы Селигера. Таких копченых окуней мы еще нигде не пробовали.
Традиция существовала не только в Заплавье. В частности, несколько фотографий здесь зделаны в селе Волоховщина на острове Хачин. И каждый раз увиденное поражает своей необычностью среди огородов, камышей и стрекоз. Постмодернизм какой-то.
Хорошая историческая справка есть в книге Галашевича из знаменитой "желтой" краеведческой серии:
http://ostashkov.codis.ru/galost.htm