Бобруйская крепость была заложена в 1810 году при впадении речки Бобруйки в Березину. Проект разработал А. И. Опперман. Первоначально руководил работами военный инженер К.А. Шильдер, знаменитый военный изобретатель. Строительство ее было окончательно завершено в 1836 году.
В военной энциклопедии написано, что крепость состояла "из бастионных фронтов с равелинами; в равелинах и бастионах были каменные блокгаузы и земляные траверсы, установлены палисады у эскарпов и штурмфалы по наружным крутостям брустверов".
Я честно говоря не понимаю половины этих слов. Поэтому объясняю просто: крепость представляет собой систему фортов, объединенных земляными укреплениями. Любители полазить по стенам обломаются - таковых нет. Это не Смоленск и не Псков. Времена уже были не те. Но честное слово, крепость все равно выглядит очень мощно. Во время Отечественной Войны 1812 года, еще недостроенная, она выдержала осаду 20-тысячного наполеоновского отряда.
Вот почти и все, что мы знали о Бобруйской крепости, приехав в этот культовый город. Не знали только самого главного для туриста - где она собственно расположена, и как до нее добраться. Опросы местных на вокзале предсказуемо ничего не дали. Только добравшись до «центра», мы получили дельный совет у одной бабушки.
«Вы спрашивайте у мужчин», - сказала она - «там же ведь (понизив голос) воинская часть была. Вот мужчины и знают, а я нет. Да вы у молодых-то не спрашивайте, а спросите у взрослого какого-нибудь, средних лет, кто служил».
И бобруйская бабушка оказалась права! Первый же мужик лет сорока-пятидесяти объяснил, что «по Минской улице нужно идти до белой церкви, и дальше за церковью и будет крепость».
Вот мы и на финишной прямой - Минская, а вдалеке церковь.
Георгиевская церковь построена в 1907 году как полковой храм дислоцировавшихся в Бобруйске Кутаисского и Имеретинского полков. Так что, строго говоря, территория крепости начинается уже здесь.
Храм очень вытянут с запада на восток. Внутреннее его пространство разделено двумя продольными рядами колонн. Средняя часть при этом выше. В ней проделаны окна. Это видно на фотографии. Строго говоря, по планировке храм представляет собой базилику, что типично скорее для какого-нибудь костела. При этом наружние формы строго соблюдены в псевдорусском стиле - как будто с целью маскировки неправославного объема.
Мне кажется, планировка в данном случае определялась функцией храма. Легко представить, как стройными колоннами солдаты заходят внутрь, не перестраиваясь, отстаивают службу, после ее окончания делают «кругом», и возвращаются по казармам.
Казарменного типа постройки кстати расположены совсем рядом с церковью.
Мы шли между этими кирпичными предвестниками крепости, чувствуя, что находимся на правильном пути. Однако все-таки спросили дорогу у двоих слегка подгулявших мужиков в штатском, но с заметной выправкой. Они четко - опять же, по-военному - объяснили, что нужно смело идти через проходную, вдоль забора, а затем, «в конце мимо закрытой калитки через дырку налево». А там уже будет крепость!
И вот мы минуем открытые нараспашку ворота, рядом с которыми явно недавно еще был пост охраны, и попадаем на территорию воинской части. Справа вплотную с дорогой тянется бетонный забор, слева пустырь с какими-то запорошенными снегом бетонными фундаментами, и метрах в ста за ним тянется еще один забор. Видно, что все кругом заброшено. Кроме нас никого нет, но снимать почему-то не тянет.
Когда я достал фотоаппарат чтобы запечатлеть этот приземистый форт, построенный явно в числе первых укреплений крепости, девчонки начинают на меня испуганно шипеть: «убери!».
Да уж, военный объект… Респект перед ним в крови у советского человека…
Между тем, впереди маячит еще один забор. Такое ощущение, что мы идем в тупик. Начинаем слегка нервничать. Тут нас обгоняет какой-то молодой парень. Мы, осмелев, спросили и у него дорогу. К нашему счастью оказалось, что он живет буквально рядом с одним из бастионов, идет домой, и готов нас проводить. О, отзывчивый белорусский народ!
Парень (звали его Женя) показал и нужную дырку в заборе, через которую мы попали в другую часть этого заброшенного стратегического объекта.
Тут уже стали попадаться какие-то хозяйственные сооружения позапрошлого века.
Женя рассказал, что свободный проход здесь устроили буквально два месяца назад. А раньше ему чтобы попасть домой «приходилось кругом обходить или через забор лазить - очень неудобно».
Поведал он и о причинах такого быстрого освобождения территории военными. Оказывается, в Бобруйске, как раз на месте воинской части «Батька» (которого наш проводник величал Александром Егорычем) планирует возвести ледовый дворец. Ну, чтобы было ему где шайбу погонять.
Так что скоро на месте всего этого будет хоккейный каток.
Ну вот мы подошли к очередному бетонному забору. у одной секции была отломана верхняя половина, и он достигал до… в общем, как говорится в одном фильме, «вам по пояс будет». Девушки смогли преодолеть эту преграду только с моей и Жениной помощью. За забором начинался очень крутой заснеженный склон, и прямо под нами к нему примыкал первый бастион
Суск к переходу на второй этаж был чересчур крутой и обледенелый. Поэтому пришлось далеко проходить по верху склона в поисках пологой тропинки назад.
Но вы наверное и так уже устали. Мы уж пока сами потихоньку спустимся, а как доберемся до бастиона, вас позовем.
До встречи в Бобруйской крепости, друзья!
ЗЫ. Так наверное прощались декабристы. (Про них я тоже расскажу потом. Декабристы и Бобруйск - тема особая))