"Европейская" братва

Apr 26, 2011 09:39

В рамках проекта «Страна без глупостей» мы продолжаем бороться за свободу фотографии в России. После нашей с Ильей Варламовым zyalt акции на столичных вокзалах, многие писали, что сталкиваются с запретами на съемки в торговых центрах и магазинах. Отправляясь вчера с фотоаппаратами в ТЦ «Европейский», мы с Ильей и представить не могли, что почувствуем себя в лихих 90-х.





Если в истории с запретом фотосъемок на объектах РЖД у нас на руках были документы от прокуратуры, в которых подтверждалось, что все запреты незаконны, то в «Европейский» мы пошли только с камерами.

Хотя я отправлял запрос на эту тему в Генеральную прокуратуру, но оттуда пришел ответ, что они не занимаются разъяснением законодательства, а реагируют на конкретные факты нарушений. Вот если бы в моем обращении они были, то другое дело. Поэтому мы и решили отправиться проверять всё на своем опыте, считая, что все ограничения - это самоуправство, но, допуская, что можем быть не правы.

Вот, например, что написано в юридической справке на эту тему (http://antirao.ru/faq/nophoto):

«Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» закреплено в статье 29 Конституции РФ. Кроме того, существует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в седьмой статье которого дано определение «общедоступной информации“:

«1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации»

В девятой статье данного закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом»

Самое частое обоснование запрета:

«Это частная собственность, а собственник может устанавливать на своей территории любые ограничения.

Обычно на «право собственника» ссылаются тогда, когда необходимо обосновать запрет съемки на территории магазинов, кафе, и тому подобных организаций. При этом в качестве обоснования часто приводится статья 209 Гражданского кодекса, повествующая о содержании права собственности:
«2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом»

Ссылающийся совершает фундаментальную ошибку, причисляя сбор информации об имуществе к «пользованию» или «распоряжению» этим имуществом. Продолжая подобный ход мыслей, можно объявить «пользованием» вообще любой сбор информации, включая пристальное рассматривание».

Приводить здесь весь текст юридической справки я не буду, можете подробнее ознакомиться с ним на сайте «АнтиРАО».

Из полученных данных мы делаем вывод, что владельцы торговых центров и магазинов просто нарушают наши права, потому что им так хочется.

А для того, чтобы узнать мнение прокуратуры на этот счет, мы отправились собирать факты, о которых они просят (далее выделены тексты бесед, описанные Ильей практически в точности).



Сначала мы идем в магазин «Перекресток». Не прошло и минуты, как к нам подходит паренек в грязной майке и с набором одноразовой посуды:

- Здравствуйте, сотрудник службы безопасности «Европейский», съемка в магазине запрещена, - показывает он корочку какого-то ЧОПа.
- На каком основание запрещена съемка?
- Сейчас я администратора позову, она все объяснит…



Через 5 минут появляется Илларионова Ирина, которая начинает истерить, что снимать нельзя, «потому что я так сказала». Мы просим ее показать пункт правил, на основании которого снимать нельзя. Дама на диалог не настроена, что-то орет, машет руками. Далее она вызывает охрану.

Появляется молодой человек в штатском со сломанным носом, Алышевский Сергей. «Разберись с ними, они не понимают по-хорошему!» - фыркнула Ирина и удалилась.

Сергей пошел в подсобку за правилами, но через 5 минут вернулся с пустыми руками. Далее он подвел нас к информационному стенду:

- Читай! - это он обратился к нам.
- Здесь нет ничего про запрет на фотосъемку.
- А ты лучше смотри!
- Здесь ничего не написано.
- Короче, я сказал, снимать вы не будете! Ясно? Или по-другому объяснить?
- На каком основании?
- Я так сказал, чо не поняли?!



Сергей удалился за администратором. Мы позвонили на горячую линию, и там очень удивились такому поведению сотрудников магазина. Через несколько минут к нам вышла Татьяна, которая передала нас в руки охраны ТЦ «Европейский». Охрана пыталась долго и неубедительно объяснить, что снимать нельзя, ПОТОМУ ЧТО МЫ ТАК СКАЗАЛИ. Мы настаиваем на законе, нас отводят в администрацию ТЦ.

В администрации милая девушка Наталья запрещает нам снимать, так как "это частная собственность". Далее она кому-то звонит: "Слушай, тут два парня очень дерзко себя ведут, что с ними делать?" Нас просят подождать 5 минут.

Через 5 минут в помещение администрации входят около 10 мужчин в штатском, бандитского вида, окружают и начинают угрожать. К сожалению, я не записал этот разговор, но некоторые выражения мне хорошо запомнились.

- Вы чего на конфликт идете?
- Ты пришел в мой дом и тут мои правила, понял?!
- Да мне по*уй на законы, ты чо тут творишь вообще!
- Документы показывай, ты кто такой вообще?!

Показывать документы, как и сделанные снимки мы дружно отказываемся. Один из «бандитов» пытается применить силу, но его сдерживают друзья. Мы настаиваем на вызове полиции.

- Пошли на пост! Там мы объясним, почему нельзя снимать!
- Мы никуда с вами не пойдем, вызывайте полицию!

Выходим из кабинета, со мной хочет поговорить самый агрессивный «бандит», отходим в коридор.

- Ты чего на конфликт идешь? Ты не понимаешь, что те, кто вот так как баран стоит очень легко падает? Ты видишь, сколько людей ты напряг, ты думаешь, мы просто так сейчас свое время тратим на вас? Ты вообще знаешь, кто владелец этого торгового центра? Ты думаешь, он сюда с воздуха упал? Нет, он не с воздуха, он из-под земли вырос! Ты же все понимаешь, ты сейчас на улицу выйдешь, тебе не камеру разобьют, тебе шею сломают, а менты смотреть будут и ничего не увидят. И никогда ты тут ничего не докажешь. У нас тут район такой, опасный, вокзал… понимаешь?

И тут появляется целых 3 полицейских. «Бандиты» довольно выстраиваются за их спинами:
- Документы покажи, - сразу обращается ко мне сержант.
- Для начала представьтесь, покажите ваше служебное удостоверение.

Тут выясняется, что 2 из трех сотрудников полиции (милиции) забыли свои служебные удостоверения.

- Здесь снимать нельзя! - объясняют нам сотрудники милиции.
- Тогда задержите нас и составьте протокол.
- Мы же не видели, как вы снимаете!

Мы начинаем снимать.



- Хорошо, пройдемте, - полицейские все же решают нас задержать!
По дороге они объясняют: "Ну и зачем вы с ними спорили? Вы что, не видели, кто это такие? Зачем вы нарываетесь!" - это говорит мне сотрудник полиции, который от таких бандитов должен нас защищать. Выходим на улицу.

- Ладно, ребят, идите домой, не провоцируйте…
- Постойте, то есть вы нас не будете задерживать?
- Нет, конечно.
- Хорошо, тогда поехали, я хочу написать заявление, что мне угрожали.
- Какое заявление? Ты что, не понимаешь? Ты думаешь, твое заявление кто-то пустит? А эти… ну понимаешь, тут ничего не поделаешь, НЕ ВСЕХ ВОЙНА ПОБИЛА. Ладно, ребят, не суйтесь туда, идите лучше домой.
- Но это же незаконно!
- Ребята, ИМЕЙТЕ СОВЕСТЬ, мы не хотим еще раз из-за вас сюда приезжать! Или давайте после 8, когда будет другая смена.



Милиция уходит, мы пытаемся вернуться в Европейский, но все выходы для нас закрыты. Сотрудники СБ ходят за нами: "Вам ограничен доступ в торговый центр, уходите".

Ко всему этому я бы хотел добавить вот ещё что:

1. Нам не показывали никаких запрещающих документов, но говорили, что при входе в ТЦ висят наклейки, обозначающие запрет фотографирования. Увы, на деле их там не оказалось.



2. Среди сотрудников охраны ТЦ были и нормальные люди, в первую очередь это начальство. Разговаривали вежливо и спокойно, в отличие от толпы братков, сразу переходивших на сленг 90-х с угрозами. Их блатные речи слышало и начальство, но, создалось впечатление, что оно им не указ. Хотя, позже я слышал, как они обещали «сделать организационные выводы» на основе общения этих «орлов». Я вообще не понимаю, откуда они там взялись. Очень хотелось бы видеть охранниками крупнейших ТЦ столицы людей не бандитского поведения и вида.

3. Полиция вела себя вежливо, но при первой попытке Ильи сфотографировать одного из них, тот схватил его за объектив и заорал «Не снимай, я сказал!». Нам всегда жалко публиковать данные о таких «полицейских», потому что часто им потом достается от начальства, а некоторых просто увольняют, не предоставляя шанса на исправление. Но, с другой стороны, поменяется ли хоть что-то в лучшую сторону, если мы не будем рассказывать о подобном непрофессиональном поведении представителей закона?

4. На основе произошедшего будут отправлены соответствующие обращения в Генеральную прокуратуру. Факты есть, пускай проверяют законность поведения сотрудников «Перекрестка» и ТЦ «Европейский».

фото, Москва, репортажи, Фото

Previous post Next post
Up