К понятию факторного профиля страны. При одинаковой успешности набор оптимальных факторов для разных стран может быть разным. (Профили, конечно, гипотетические, условные, для иллюстративной цели) Окончательный перечень факторов должно дать исследование. Примерами факторов выступают степень автаркии, степень этатичности, материальная или ментальная мотивации труда, доля государственных расходов в ВВП страны, идейно-духовное состояние народонаселения и т. п.).
Можно сказать, что одной из задач работы является достоверное установление (в том числе строгими математизированными методами) упомянутых факторных профилей разных стран или цивилизационных ареалов и, в первую очередь, России. Новой постановкой является обнаружение соответствующих профилей для иных стран с целью компарации. Можно сказать, что работа нацелена на верификацию народной мысли: «Что русскому здорово, то немцу смерть». Выводами и последствиями предполагаемого доказательства будут сверхважные управленческие решения. Во-первых, комплекс решений, отвечающих на то, что навязывалось России последние 20 лет, и являющихся в укрупненной (без деталей) трактовке прививкой от смертельно опасной болезни. Во-вторых, срочно необходимо начинать лечение, пока стадия злокачественной опухоли на теле страны не перешла в необратимую четвертую. В-третьих, после оперативного облегчения состояния больного (России) необходимо восстановительное лечение и усиление иммунитета и общего уровня здоровья, т. е. программирование развития на стратегическую перспективу. Управленческое содержание всех трех платформ предполагается развить через диагностику, реанимацию и рецептуру излечения и восстановления, реабилитации живого организма страны. Уже заметно, что в тексте понятия «жизненный», «жизненно важный» употребляются довольно часто. Что значит «жизненно важный» применительно хоть к человеку, хоть к стране? Жизненно важный - это, как ни парадоксально, на самом деле означает «смертельно опасный». Жизненно важно то, что смертельно опасно. Поэтому в исследовании, наряду с поиском оптимального по успешности страны набора значений факторов, имеет смысл определять их и в области неуспешности, как стремление к пониманию угроз и ошибочных решений и путей развития страны! И это новая и очень ответственная постановка. Ведь что такое смерть? Это исчезновение самого факта существования. Именно поэтому повторим, что первое важнейшее содержание смысла жизни - это сам факт ее физического существования.
С учетом того, что внешняя среда (неживая природа хотя бы) меняется, очевидно, что факт существования для своего наличия требует развития организма, его изменчивости. Развитие живого организма - это второе содержание его смысла жизни. И этих двух содержаний для живой системы совершенно достаточно. Но только не для человека, который разумен и одушевлен. Хотя тут возникает необходимость примирить верующего и атеиста, впрочем, как и всех людей, по-разному формирующих свое мировоззрение в этом диапазоне. На вопрос «что такое душа?» рационально мыслящему материалисту никто ответить пока не может. Пока - в смысле современного уровня науки и знаний человечества. Но никто также не может запретить саму мысль о том, что в будущем понимание того, чтo или ктo есть и суть Бог, разум, сознание, душа не может возникнуть на уровне соответствующих теорий, моделей и научного знания, подобного накопленному человечеством до настоящего времени.
И в этом нет посягательства на иной строй мысли по настоящему верующего человека. Иной строй мысли - это трансцедентный, метафизический строй. Ему не нужно ни понимания, ни знания. Его мысль о ценном, значимом, о смысле жизни не нуждается в теории и разъяснениях. Он обладает конечной ценностью - верой. Убежденность, что это так и не иначе, что это наиболее важно и ценно - и формирует его земную жизнь. Нет тут противоречия и взаимного посягательства.
Однако заявить, что для человека смысл его жизни ограничен фактом материального (земного) существования, воспроизводством себе подобного в потомстве, экспансией его жизни в ответ на воздействия меняющейся среды - явно недостаточно. Выпадает важнейший вопрос: чем отличается человек от иной живой природы? А отличие есть. Это - разум, сознание (для материалиста), это - душа (для верующего человека). И это порождает третье содержание критериев жизненно важных обстоятельств. Это - свобода человеческого развития. Для верующего - восхождение к Богу (возвращение к отцу, породившему тебя по образу и подобию). Для атеиста - идейно-духовное саморазвитие, уход от животного искушения и приближение к идеалу homo sapience.
Вопрос о соотношении религиозного и материального начала в объяснении содержания национальной идеи нуждается в пояснении. В чем исходная точка генезиса национальных идей - в Боге или бренном существовании? У В.С. Соловьева - русская идея - это то, что Господь замыслил о России, ее высшее предназначение в мировой истории. Отталкиваясь от бренного, национальная идея определяется другим - сохранением страны в смысле ее сущностного существования. Здесь важен уже не сам Бог, а вера в него как один из механизмов обеспечения жизнеспособности страны, прежде всего в ее гуманитарном человеческом начале или потенциале. Это очень непростой вопрос, поскольку он вторгается в деятельностное содержание конструируемой национальной идеи. Очень упрощенно говоря, один подход - фаталистский. Будет только то, что попустит Господь. Что бы ты ни делал или, наоборот, ни не делал, будет только предписанное. Этот подход имеет право на существование, но его активный, деятельностный потенциал невысок.
При втором подходе и верующий человек может исходить из мысли, что Бог дал человеку свободу выбора. Поэтому человек, понимая ценностную заповедь, может действовать во имя ее достижения! Не только ждать свершения начертания судьбы, но действовать! Наш подход - осознанно деятельностный, и это зафиксировано в базовом определении национальной идеи. Это зафиксировано в частых апелляциях к управленческой и государственно-управленческой атрибутике. Разумеется, авторы не навязывают никому своих взглядов. Взгляды потом будут соревноваться в виде материалов, программ, публикаций, когда работа станет достоянием общественности, после ее публикации. Когда работа будет либо поддержана, будет захватывать умы и души людей, либо оставит их равнодушными. И уж, конечно, каждый волен выбрать иную трактовку, млеть от томления или восторгов, лежа на диване или судача в интеллектуальном клубе. И невольно при этом подразумевая: «а действуют пусть другие!». Подход в работе совершенно иной - действовать самим. Понимать, как надо действовать. Отдавать людям и обществу, публичной власти свои разработки относительно того, как именно следовало бы действовать.
Национальная идея в нашей постановке, апеллирующей к стране как живому организму, сродни инстинкту самосохранения. Однако инстинкт самосохранения ограничен закрепленным (бессознательно) опытом. А национальная идея, кроме опыта, включает еще и осознанную рефлексию на потребность жить, а не умирать. Таким образом, выделяются три блока сущностно важных обстоятельств в формировании понятия национальной идеи.
- Факт существования субъекта, сохранения субъектной сущности (бытийности).
- Развитие субъекта в условиях меняющейся среды.
- Человеческое восхождение к нематериальным ценностям.
Почему при управленческом подходе используется термин «субъект», а не «объект»? Потому что превалирует деятельностное намерение. Человек, общество, страна - это и есть субъектные сущности, первейшей из которых является страна. Хотя можно говорить и об объекте управления, для той же страны. Субъект и объект переходят друг в друга, меняются местами.
Поскольку тут невольно были смешаны представления или разговоры о человеке и о живом организме - стране, то требуется уточнение. В настоящей работе судьба страны полагается жестко связанной с судьбами людей, ее населяющих. Если происходит массовое идейно-духовное разложение людей (советский эксперимент по выращиванию нового человека, без Бога в душе, например), то страна становится нежизнеспособной. Если происходит массовое расчеловечивание населения, превращение его в сообщество потребителей, то болезненный результат для здоровья страны в целом будет неизбежен, а, возможно, будет состоять как раз в отсутствии шанса на ее выздоровление.
Если в 1991 г. было массово вбито в сознание людей отождествление опостылевшей геронтократии и КПСС с самим государством, собственной Родиной, то Родины и не стало в результате. Поэтому живой организм страны в этом несколько художественном сравнении - так же как и у человека - может болеть физически (территория, ресурсы, экономика, оборона), но может болеть и метафизически. Оказываясь без смысла жизни, надобности и возможности восхождения к нематериальному, страна так же может болеть и умирать. Поэтому можно сказать, что национальная идея страны нужна не только каждому, - это своеобразный смысл жизни страны в целом, ответ на вопросы, что она есть, куда и зачем идет (развивается), что для нее ценно и непродаваемо, почему ее должны в мире уважать - за одни ли кулаки и ракеты, - почему мы можем ею гордиться и почему мы уверены, что наших детей можно ей доверить в их и ее будущем, когда нас уже не станет?
Именно поэтому в настоящей работе полагается, что разговор о национальной идее более строг, чем просто интеллигентские беллетристические рассуждения. Разговор ведется на уровне государственного управления, в том числе с пониманием, что национальная идея страны должна быть системно зафиксирована в Конституции страны. На сегодня же Конституция страны, принятая в 1993 г., году сомнамбулизма национального сознания, с «подсказками» со стороны людей, очень стратегично мыслящих, но, к сожалению, в категориях национальных интересов иных стран и народов, являет собой по сути источник российских болезней.
В конституциях стран мира есть другой опыт и образцы, которые также входят в предмет исследований настоящей работы. Управленческий подход к проблеме национальной идеи России означает не «поговорить и разойтись», а диагносцировав с позиций угроз жизнеспособности страны, выдать рецепт излечения и план действий.
Можно видеть несколько функций (или миссий) национальной идеи России. В плане индивидуальных жизней и потребностей:
−мотивационная;
−психологически мобилизующая;
−национально консолидирующая, интегрирующая, объединяющая;
−социально-поведенчески ориентирующая;
−ценностно задающая;
−патриотически формирующая.
В плане управленческого потенциала и энергетики:
−наполняющая содержанием понятие безопасности;
−формирующая суть и содержание организации и функционирования национальных систем образования, воспитания, культуры;
−пассионарного подъема и мобилизации народа на свершения;
−политико-образующего начала во внутренней и внешней политике (как сферах государственного управления);
−образующего начала в социально-экономической политике;
−образующего начала в политике пропаганды.
Национальная идея должна дать «смысл жизни» стране (если страна - это «живой» организм), смысл присоединения к этой стране - для различных народов и различных государств и регионов. Именно поэтому у сотен стран мира национальная идея существует. Если усиливать тезис, то без национальной идеи никакая государственность в долгосрочной перспективе не может существовать. Ее наличие устойчиво обнаруживается в истории, начиная с древнейших цивилизаций. Античный Рим, руководствуясь идеологемой Pax Romana, исторически реализовывал проект формирования мировой империи. Вполне осознанной целевой идеологической установкой обладала Московская Русь, обнаруживая ее в представленном в идее о Третьем Риме образном понятии «Святая Русь».
В императорский период российская идеология вмещена в уваровскую формулу «Православие. Самодержавие. Народность», призыв «За Веру, Царя и Отечество!». Идеология советского государства определялась мессианской эсхатологией коммунизма. Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», несмотря на свой подчеркнуто интернационалистский характер, использовался в качестве национальной идеологемы. Последующая идеологическая коррекция определялась практикой строительства социализма в одной стране. «Вместо Третьего Рима, - рассуждал в связи с большевистской идеологической трансформацией Н.А. Бердяев, - в России удалось осуществить Третий Интернационал и на Третий Интернационал перешли многие черты Третьего Рима. Третий Интернационал есть тоже священное царство, и оно тоже основано на ортодоксальной вере. Третий Интернационал есть не Интернационал, а русская национальная идея. Это есть трансформация русского мессианизма».
Ту или иную систему идеологического самоопределения имеет значительная часть государств современного мира. Для США - это мировой проект Pax Americana. Национальным девизом США выступает идеологема «In God We Trust» («В Бога веруем»), соотносящаяся с протестантской мировоззренческой доктриной «Manifest Destiny» - «божественного предопределения». Французы со времен Великой революции оперируют в качестве национальной идеологемы формулой - «Свобода. Равенство. Братство». В качестве девиза итальянского национального освобождения использовался сформулированный младоитальянцами императив «Бог и народ», проводящий идею, что борьба за государственное единение Италии является религиозным долгом каждого.
Современное итальянское государство оперирует также идеологемой «Новая Италия - сегодня», реализующей установку нации на развитие. Идеология сионизма составляет, как известно, идеологическую основу существования государства Израиль. Образ «Земли обетованной» составляет семантическое ядро израильской национальной идеологемы. В соответствии с принципами, заложенными создателем нового турецкого государства Кемаля Ататюрка, Турция идеологически ориентирована на реализацию национального пантюркистского проекта. Принудительное идеологическое кастрирование России в 90-е годы XX века диссонирует в этом отношении с мировой традицией идеологического закрепления формулы государственного бытия.
В табл. 1 приводится страновый перечень наиболее мощных формулировок национальной идеи, закрепленной чаще всего в виде официально принятого девиза. Сотни стран имеют свои формулы. Не все из них можно признать в достаточной степени удачными (пример девиза Бермуд - «Куда кривая выведет»). Однако само наличие выраженного в виде девиза определения национальной идеи имеет важное интеграционное значение. Чаще всего формула национальной идеи содержит в себе императив государственного единения. Распространенная группа формулировок определяет базовый принцип национального существования. Многие национальные формулы конструируются в виде номинации высших государственных ценностей. Российская Федерация представляет собой одно из редких исключений, как государство, не обладающее девизом (формулой) национального существования.
Конец 2 части