Степан Сулакшин НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ ч. 1

Oct 26, 2010 20:58


«Если будет Россия, значит, буду и я»


В чем состоит та искомая идея страны, идея жизни каждого ее гражданина, которая всегда в истории России были живительным источником энергии созидания, творчества открытий и прорывов, героизма и свершений? В каких она зафиксирована документах, манифестах, уложениях, произведениях литературы, искусства, наконец, в чем и как она выражена в действующей версии Конституции страны? Может быть, она звучит в посланиях президента? Может быть, правительство строит свою антикризисную деятельность, исходя из нее? Может быть, она каждый день слышна по телевидению? Может быть, ее уже многие годы пропагандируют герои Дома-2? Может быть, мы видим, какими целенаправленными, одухотворенными наши дети приходят с улицы, из школы или университета, с дискотеки и прочих танцполов? Может быть, со всех сопредельных стран в Россию стремятся эмигрировать интересные, образованные и культурные люди? Может быть, иные страны стремятся к союзу с Россией и ее авторитет, международные позиции и гарантии успеха в мире возрастают?


Все эти вопросы, так или иначе, сводятся к вопросу о национальной идее страны, ее воплощении в базовых документах и многоплановой практике государства и общества. Вопрос, тема, задача - непросты. Сама постановка задачи, которую берется исследовать и решить Центр, - непроста. Но, как известно, поставить задачу - значит наполовину ее решить. Настоящая работа посвящена постановке этой задачи. Работа по ее решению - впереди.

1. Ключевые понятия

Нарушая первоначальный замысел изложения, заключавшийся в постепенном подводе к ключевому понятию, в силу выявившейся насущнейшей необходимости стартовой понятийной определенности дадим жесткое определение того, что в настоящей работе понимается под национальной идеей.

Национальная идея - это устойчивое представление индивида о прошлом, настоящем и будущем своей страны, мобилизующее его на жизненные усилия, а также состояние общественного сознания. Страна - это существующий и развивающийся во времени и пространстве живой организм, образованный территорией, народонаселением, проживающим на ней, и скрепленный единым государственным управлением.

Индивид - это человек, ассоциирующий себя с народонаселением (народом) страны, в том числе могущий проживать вне территории страны (диаспора).
Жизненные усилия индивида - это деятельность индивида в личной (семейной), общественной (групповой, профессиональной) сфере, государственно-властной области.
Смысл существования страны - это сам факт существования и гарантированности ее существования в будущем (развитие).
Процветание страны - максимально достижимая успешность страны.
Успешность страны - это устойчивость текущего и гарантированность будущего существования и развития страны во всех трех ее образующих началах.
Образующие начала страны - территория, народонаселение, проживающее на ней, единое государственное управление.
Миссия страны (как функция) - это обеспечение территориальной целостности, прогрессивного демографического развития, эффективного управления.
Эффективность управления - это результативность государственного управления по публично объявленным целям.
Высшие ценности государства - это перечень факторов успешности страны, закрепленный нормативно-правовым образом.
Факторы успешности страны - это причины, обстоятельства, состояния, влияющие на успешность страны.
Целевые состояния факторов успешности страны - это количественные, полуколичественные, качественные значения и состояния факторов, максимизирующие успешность страны.

Приведены не просто дежурные определения, почерпнутые из универсальных контекстов справочников, энциклопедий или учебников. Там этих определений не найдешь. Напротив, принципиально, что определения в работах, связанных с оригинальными исследованиями - и особенно с управленческим проектированием - обязаны быть контекстными и функциональными в рамках поставленной задачи исследования. Наиболее важные определения, которые сформулированы в целях настоящей работы и в контексте настоящей задачи, системно организуют весь понятийный аппарат и даже структуру исследования. В самих определениях уже содержатся глубокие ответы на некоторые вопросы.

К предложенным определениям необходимы некоторые дополнительные пояснения, которые не включены в сами дефиниции с целью не перегружать их. Пояснения как раз и намечают путь пирамидальной смысловой развертки и постижения, которые задаются ядром определения. Именно в этом смысле выше указано, что определения организуют все предстоящее исследование.

Итак, несколько пояснений. Целеполагание жизненных усилий индивида ограничивается (не фактически, а идеально) средствами, которые опосредуются добросердечием, милосердием, добропорядочностью, любовью к человеку, ответственностью перед будущими поколениями, перед Богом (для верующих), жертвенностью, неалчностью, неэгоизмом.

Национальная идея, существуя индивидуально, одновременно является ценностно мотивационным представлением в рамках и масштабах общественного сознания, которое закрепляется и проявляется в государственных актах и атрибутике, произведениях литературы и искусства, актуальных научных задачах, образовательных стандартах и учебниках, деятельности СМИ, пропаганде и воспитании.

Национальная идея формируется и прививается прежде всего в семье (внутрисемейные межпоколенческие социальные коммуникации), в школе, в поле общественного и государственного образовательного, воспитательного, пропагандистского информационного воздействия. Национальная идея формируется и закрепляется исторически, передается в поколениях, отражает оптимальную меру традиции и модернизации. Национальная идея фиксируется в нормативно-правовых актах государства, учебной, художественной литературе, иных произведениях искусства. Государство обязано формировать, поддерживать национальную идею, преследовать за ее подрыв.

Национальная идея есть живая, развивающаяся во времени, рефлексирующая к изменениям окружающей среды идея, характерное время изменчивости которой измеряется поколениями.

2. Ставим задачу исследования

Словосочетание «национальная идея» столь же знакомо и на слуху, особенно с 1990-х годов, сколь на самом деле неясно, неопределенно и неоднозначно. Но спросите любого, спросите себя самого: «Что такое национальная идея?». И вы увидите мгновение абсолютной убежденности, что это совершенно ясно, что это настолько очевидно, естественно, привычно и само собой разумеется, как дышать, как видеть свет. А спустя мгновение наступит оторопь. Действительно, что это такое? Почему это так интуитивно волнует, почему ее - эту национальную идею - все ищут и никак не найдут? Ельцин даже эдикт издавал: «Разработать за два месяца мне национальную идею России!». Зачем она нужна - национальная идея? Что она означает? Почему - идея? Почему национальная? Нельзя ли без нее обойтись? А они, эти национальные идеи, у разных стран или государств? - или наций? - или народов? - разные? Или она единая для всего человечества?

И все же главное, что это и зачем нужно. К любому глубокому понятию может быть много разных подходов. Подход зависит от контекста, от задачи, которая стоит перед вопрошающим. Может быть просто любопытно, может быть нужно для ответа на предстоящем экзамене по обществоведению, может быть нужно для яркой речи публичного лидера - да мало ли зачем.

В этом исследовании задача заключается в том, чтобы понять ЧТО это такое, ПОЧЕМУ это жизненно важно, для ЧЬЕЙ ЖИЗНИ это важно, КАКОВА ОНА конкретно для России, КАК ПРИВНЕСТИ национальную идею в жизнь страны, очевидно и уже долго болеющую и не исключено, что такой болезнью, от которой не выздоравливают. И это особый вопрос: есть ли у больного шанс? Во всех ли государствах имеется национальная идея? Да, в таком виде, как национальная идея определена в настоящей работе, - конечно, во всех состоявшихся государствах она существует, и по структуре, функциям и назначению она схожа. Специфика же связана с идентичностью страны. В этой работе задача стоит, таким образом, и познавательная, исследовательская. И деятельностная, активная. В целом, это управленческая задача. Понимать что, понимать почему и зачем, понимать как спланировать, знать как исполнить и реализовать.

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования давно убедился, что масштабные и жизненно важные стороны жизни человека, общества, государства требуют многодисциплинарного подхода: историков, социологов, философов, политологов, психологов, медиков, математиков, физиков-теоретиков, управленцев, педагогов. Глубинные вопросы жизни и смерти страны, являющиеся реальными вызовами нашей жизни (гибель СССР), не терпят поверхностности, только публицистичности, только красивого интеллектуального разговора. Когда-то И. Бунин высказался о том, как русские люди, русская интеллигенция, похохатывая, наблюдали сползание России в «это гробное корыто»2. В наши дни Россия вновь «сползает». И заметны многие сильные «интересанты», которые способствуют и организуют это сползание. Но еще больше тех, кто вновь похохатывает или не понимает, или самоустраняется от понимания, что «гробное корыто» вновь может стать реальностью. Но вызов в том, что многие, поняв, могли бы стать на пути сползания, сделать нужное действие.Задача этой работы состоит в том, чтобы разобраться, что критически важно для жизнеспособности страны, что из этих потенциалов поражено болезнью и разъедается, как лечить эту болезнь и кто и как может это сделать. Итак. Национальная. Идея. России.

Почему России? Идея как сущность (мысль) вроде бы является принадлежностью индивидуального сознания, отдельной личности. И это так. Однако ключевым посылом настоящей работы и подхода, в ней развиваемого, является мысль о жизни, жизнеспособности некоего живого организма. Что это за живущий и развивающийся организм? Человека? Групп людей, в пределе - в виде общества в целом? Каких-то институтов? В предлагаемом подходе - это страна в целом. Кого-то возмутит наша постановка. В чем вы говорите смысл жизни? Жизнь ради чего? Жизнь ради жизни? Национальная идея - выжить? Но, возражают нам, ради высшей идеи человек способен на самопожертвование. Значит, есть нечто выше жизни как таковой. Во имя «русской веры» Русь выбирала риски уничтожения комфортности интегрированного европейского бытия (исторический выбор Александра Невского). Для коммунистической эпохи была характерна такая же установка в отношении идеи коммунизма (по существу, русского мессианства). Имеет ли перспективы «житийная, если не животная, идеология»? Да, действительно довольно непросто дойти до предлагаемой нами сути. Все время возмущает ум то, что человеку предлагается сравняться с животным. Но на самом деле это не так. Смысл существования (жизни), по определению, заключается в сохранении ее сущности. Если ей кто-то или что-то угрожает, то возникает надобность защищать сущность. Если мы конструируем национальную идею как мотивацию на сохранение страны, то надо быть последовательным. Сущность страны задается необходимой и достаточной (в смысле неизбыточности) атрибутикой. Атрибутов или сущностных признаков три: территория, народонаселение и управление на этой территории (рис. 1). Убери любой из них - и сущность «страна» пропадет. Добавлять ничего на этот уровень не надо, т. к. это будет избыточно. В вышеприведенных «возмутительных» примерах самопожертвование человека (как якобы торжество более значимой идеи, чем существовать), если проанализировать, означает только то, что жертва собственной жизни принесена во имя жизни и жизней других. Жертва жизнью во имя веры - на самом деле это тоже жертва во имя жизни. Для верующего человека жизнь не кончается с концом физического или биологического существования. Душа, т. е. истинная жизнь человека, бессмертна. И жертва во имя веры - это жертва во имя этой истинной жизни человека. Мать, жертвуя собой, защищает детей. Солдат, совершая подвиг, защищает жизни своих товарищей, или мирных жителей. Осознанная жертва - всегда во имя жизни! А если не во имя жизни, а во имя веры? Глядя на рис. 1, мы видим, что жертва на самом деле по факторной цепочке отдана во имя сохранения сущности страны (в ее потенциале народонаселения). Напомним, в работах Центра показано, что вероисповедание есть фактор демографии. Поэтому выбранная трактовка национальной идеи, как идеи сохранения сущности своей страны (ее существования и жизнеспособности) - с этой точки зрения универсальна. Сложнее дело с отличительностью человека от животного, но и здесь есть ответ. В этой работе речь идет о жизнеспособности страны.

В этом понятии сосредоточены и территория (территориальная целостность), и народонаселение (демографическое состояние и процесс), управление (публичная власть), организующее всю систему как единую. Страна (государство в широком смысле) представляется в виде живого организма, который когда-то родился, растет и развивается, может болеть, может умереть (СССР). На него воздействует внешняя среда, у него может ослабевать иммунитет, он может быть умным или глупым (наука, национальный интеллект), он может быть интеллигентным (культура, образованность), может быть хамом (сила есть ума не надо), на него могут нападать извне, даже желая его гибели, он может быть сильным (армия и спецслужбы), он может быть идейно-духовным (мировоззрение, вероисповедание), он может быть милосердным и гуманным по отношению к людям, живущим в такой стране. Т. е., как и любой живой организм, страна может быть жизнеспособной или наоборот. Наоборот - это значит, что все перечисленные (и еще не перечисленные) потенциалы жизнеспособности страны снижаются, достигают критического значения и… И живой организм умирает. Как для любого живого организма, страна, формируясь в определенных исторических условиях ландшафта, климата, накапливаемых социо-культурных традиций, опыта взаимодействия с внешней средой и окружением, приобретает характерный облик, наиболее адаптированный и специфичный для ее оригинальной истории. И точно так же, как будет чувствовать себя пингвин в тропиках, если страну вдруг переместить в иные цивилизационные условия и обстоятельства, в первую очередь внутреннего гуманитарного порядка, то заболевание, а то и похуже - неизбежно. Точно так же, как живой организм, закаливаясь, тренируясь, наращивает мощь своих жизнеобразующих потенциалов и становится более жизнеспособным, страна может либо мониторить и усиливать свои потенциалы, либо заниматься самоубийством, подсаживая себя на безделье, примитивность, глупость и непрофессиональность, нефтяные и разного рода «иглы», разврат физический и духовный, проедание и несозидание. Признаюсь, что, выписывая предыдущий перечень, мы мысленно срисовывали портрет с современной России.

Вполне очевидно, что можно достаточно строго и доказательно определить перечень и суть потенциалов жизнеспособности страны. Можно также определить факторы, воздействующие на эти потенциалы. Определить специфические вирусы и бациллы, запускаемые с целью усилить негативно действующие факторы, подрывающие потенциалы жизнеспособности страны. Организменный подход к рассмотрению феномена государственности (государственность как живая система) - наш акцент.

Представление государства как живого организма в определенной степени является новым, а потому обязывающим подходом. И национальная идея в этом контексте рассматривается не вполне традиционно, не в виде некой умозрительной конструкции, но в качестве жизненно важной функции социального (государственного) организма. В этом смысле ее определение есть не вопрос субъективного выбора, а результат довольно жесткого диагностирования видовой специфики исследуемой государственности.

Применение организменного подхода к социальным явлениям ранее встречалось и формировалось в рамках цивилизационного и этнологического дискурсов. Функционирование локально-исторических культур уподобляли жизнедеятельности живых существ О. Шпенглер и А.Д. Тойнби, Н.Я. Данилевский и П.А. Сорокин3. Согласно организменной теории происхождения государства, крупнейшим представителем которой является Г. Спенсер, государство понимается как некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т. е. государства.

Культурно-исторические общности, согласно Н.Я. Данилевскому, развиваются исключительно в плоскости своего видового биосоциального существования. Особая историческая миссия народов зависела, по его мнению, от уровня их «жизненной силы». Однако положение о биосоциальной организменной природе цивилизаций в дальнейшем цивилизационном дискурсе практического развития не получило. Уподобление цивилизаций живым организмам было воспринято не более чем красивая аллегория. Между тем, речь может идти о более глубоком содержании аналогии социальных форм и живой природы.

Более развитая объяснительная связь общественных феноменов с организменными принципами существования получила развитие в работах по природе этноса. Наиболее системный подход представлен в трудах Л.Н. Гумилева. Однако этнологический дискурс ограничивался, как правило, экстраполяцией организменной теории только на два компонента государственности - народонаселение и территорию, оставляя вне поля рассмотрения третью составляющую - сферу властного управления. Ввиду этого, управленческий потенциал получаемых выводов оказывался невысоким. В предлагаемом подходе организменные принципы объяснения распространяются и на государство в его узкофункциональном управленческом понимании. Исключение из топологии организма государственности любого из трех проявлений государственного бытия поэтому выглядит как деформация его видовой анатомии, которая в предельных случаях ведет к смерти организма.

Проведя диагностику «живого организма», можно предложить рецепт излечения и усиления иммунитета страны. По сути, в таком образном виде описан классический управленческий цикл. От ценности к цели, к определению проблем как препятствий на пути к цели, декомпозиция проблем на задачи, решение задач и формирование программы действий. Чьих действий? Государства в первую очередь (государства в узком смысле как института, публичной власти), общества, политических и гражданских институтов, каждого. Поэтому видение конечной цели работы и конечного продукта будет формулироваться именно с этих позиций. А почему речь идет о стране? Не о человеке, не об обществе, как принято расставлять приоритеты в разговорно-политическом жанре, навязываемом России последние 20 лет. При чем тут абстрактная страна? Разве для многих она уже не стала воспоминанием при взгляде на нее из Лондона, США, Израиля и т. п.? Но все дело в том, что просто для этих отпочковавшихся ИХ страна - там. А все остальное там точно так же как для НАС - здесь. Страна - это оболочка нашей жизни, как воздух, вода, пища, духовный смысл жизни. Если ее нет - то нет ничего. В прямом смысле этого слова. Нет самой жизни индивида. Нет общества. И здоровый духовно человек интуитивно осознает эту неразрывную связь, потребность необходимость. Так родились понятия «отечества», «родины», «патриотизма». Наряду с тем, что эти понятия ментальные, оказывается, что они приобретают значение вплоть до физических, физиологических условий жизнеспособности организма каждого конкретного человека. «Умер от тоски по родине» - это абстракция для отпочковавшихся. А вот выживание в фашистских концлагерях идейно-духовно сильных (в частности, верующих) людей - это факт. Т. е. это условие жизнеспособности для абсолютного большинства здоровых членов общества.

Поэтому говоря о национальной идее страны, которая суть принадлежность каждого, заявляя, что это индивидуальная и общественная мысль о стране, мы на деле предлагаем реконструкцию самого главного, самого всеобщего условия жизни каждого. Вот мы и добрались до коренного содержания используемого словосочетания - жизнеспособность. Жизнеспособность страны - это жизнеспособность каждого. Его семьи, его детей и родителей. Поэтому, национальная идея страны - это коренная идея сознания каждого человека, во всей его жизни, от младенчества до физической смерти. И это основа его индивидуальной жизнеспособности. Но возникает момент неуверенности. Что считать сохранностью сущности страны? Ведь все течет, все меняется. Исторически государственные границы России существенно изменялись. Были, в частности, и периоды территориальных потерь. Сохраняется ли при этом сущность страны? Если да, то, вроде бы, целостность страны не есть для нее определяющий фактор. Одно дело - потеря Дальнего Востока, совсем другое - Москвы. А при том кутузовское - «отдадим Москву - сохраним Россию!». Возможно, целесообразно ставить вопрос об «исторической колыбели государственности», без которой она несостоятельна? На самом деле имеет смысл ставить вопрос о допустимой мере изменчивости сущности и критической (пороговой) мере, за которой сущность исчезает. Это различение особенно важно при конструировании Доктрины безопасности страны.

В этой работе вопрос ставится таким образом, что перечисленные потенциалы, факторы на них воздействующие, не есть только продукт естественных, самих по себе развивающихся обстоятельств. При понимании, что обстоятельства создаются, в том числе неблагоприятные, теми, кто желает вашей гибели, речь идет об активной политике (как государственном управлении) государства, общества по формированию и усилению позитивно действующих обстоятельств. А это классическая управленческая постановка. Именно это один из акцентов, отличающих настоящую работу от многих художественных, публицистических, политических аналогов. Работа ставит целью четко ответить на конечный вопрос: что делать?

«Что делать?» - вопрошал перед походом к Куликову полю князь Дмитрий у св. Сергия. «Русь защищать», - отвечал ему святой. Последующая интеллигентская рефлексия вокруг вопроса «что делать?» все время подвергала сомнению очевидность императива, сформулированного отцом Сергием. Наш ответ на извечный вопрос русского самосознания, закладываемый в формуле «национальная идея - идея сохранения сущности страны» - есть на самом деле возвращение к святоотеческой формуле - «Русь защищать». Это ведь и есть - сохранять сущность страны.

Что есть идея как категория? Озарение, классная конкретная мысль, красивый лозунг? Философски оторванная от человека идеальная сущность? В нашем контексте - это, конечно, проявление активного сознания. Мысль, но не просто отражающая мир или констатирующая какое-то обстоятельство. В нашем контексте идея - это тревожная, основная, жизненно важная, затрагивающая коренные обстоятельства жизни, ответственно-деятельностная мысль. Идея - мотивирует, активизирует на действие, программирует обязательный набор представлений, установок и действий. Идея пронизывает жизнь человека - от первого осознания себя человеком мыслящим до последнего дня земной жизни, подвигая его быть ответственным за все, что происходит не только в его личной, его семейной жизни. Но и в окружающем мире, в первую очередь - в его общежитии, народе, стране.

Поэтому национальная идея страны - это не благолепное томление в поисках самого себя или новых образов непознанного мира, но активная программа жизни и действия каждого человека, общества, государства и страны в целом. А ключевое слово в раскрытии понятия - это жизнь Человека. Его сообщества. Страны в целом. Почему идея национальная? Не государственная, не всеобщая, не какая-либо еще?

С этим англицизмом много путаницы. В английском языке national - от nation - это этнический. Но это одновременно еще и всеобщий, общесоциальный, общетерриториальный, общегосударственный - уже без признаков этничности. Обозначает интегративный масштаб всего государства. Или всего общества. Тут еще и civil nation путается, как гражданская нация, также выводящая за скобки этничности и обозначающая народонаселение территории данной страны в целом. Надо еще вспомнить и гражданское общество, как конкретный признак или свойство общества в политической системе взаимодействия с публичной властью. Термин «государство» имеет два смысла. Узкий - как аппарат управления, созданный упорядочивавшимся населением как институт. Как публичная власть. В дальнейшем будет употребляться термин «публичная власть» (для России включающая государственную власть федерального уровня и уровня субъекта Федерации, а также муниципальный уровень власти, точнее - самоуправления).

Широкий смысл термина «государство» включает территорию, народонаселение и управление (т. е. государство в узком смысле). Чтобы максимально избегать терминологической путаницы и двоесмыслия в работе будет употребляться термин страна. Поэтому в теме «безопасность» будет употребляться не термин «государственная безопасность» или «национальная безопасность». А термин - «безопасность страны». (Например, Доктрина безопасности страны, а не Доктрина национальной безопасности или Доктрина государственной безопасности). Люди, проживающие на территории страны, будут именоваться не нацией (что путает с этничностью) или населением (немного обездушенно), а народонаселением. «Народ» - термин тоже многозначный. С одной стороны, надэтничный - российский народ, американский народ, советский народ. С другой стороны - этничный: русский народ, татарский народ, еврейский народ. Поэтому вновь - более четко и однозначно - «народонаселение». А когда необходимо - этнос или народ (в этническом смысле, что, строго говоря, требует постоянной оговорки), нация (в этническом смысле), гражданская нация (когда нужен интеграционный надэтнический смысл), нация (как народонаселение). Это когда по каким-то причинам (например, переводного характера) без указанных неоднозначных терминов трудно обойтись. Другая двойственность термина «этнос» заключается в разграничении понимания его как биологической, по преимуществу, популяции (главное - «кровь») и как особой общности историко-культурного типа, не исключающей полностью биологичности. Мы понимаем этнос во втором, более широком, смысле.

Но тогда почему идея в настоящей работе предлагается все-таки национальная? Причин тому несколько. Во-первых, это слишком общепринятое словосочетание. И термин «национальная» как бы теряет свою изначальную многозначность. Во-вторых, в содержании национальной идеи конечно, и принципиально, присутствует оттенок этнической самобытности, скорее связанный с цивилизационной идентичностью. Но в случае России обозначение «русский» одинаково неизбежно и по отношению к русской цивилизации, русским цивилизационно-ценностным накоплениям, и по отношению к названию многоэтнической страны. В английском языке легче: у них единое слово russian означает и российский, и русский.

Самой главной причиной, заставляющей принять этот термин (национальная идея России), является основная гипотеза настоящей работы. Гипотеза утверждает, что конкретный профиль факторов жизнеспособности страны является уникальным для каждой цивилизационно самостоятельной или идентичной страны. Факторный профиль - это как паспорт страны или своеобразные отпечатки пальцев. Факторный профиль - это набор факторов, которые в своей совокупности зафиксированных оптимальных значений определяют максимальный уровень успешности страны.

Конец 1 части

Сулакшин, национальная идея

Previous post Next post
Up