О создании Борисоглебской епархии - взгляд мирянина на церковное управление в Воронежской области

Oct 01, 2013 15:48

Две связанные между собой истории подтолкнули  меня к изучению вопроса церковного управления в России и, конкретно, в Воронежской области.

Первая -  история народного недовольства и сопротивления проекту добычи никеля на Хопре и поддержки этого проекта церковными чиновниками.

Вторая - история снятия благочинного Борисоглебского церковного округа протоиерея Андрея Черницына, посмевшего активно выступить на стороне своих земляков в том же никелевом вопросе, за что полгода назад он был сослан в Ульяновку - село без церкви. Несколько дней назад пришел Указ о его новом назначении, теперь в Нижнедевицк, что в 250 километрах от Борисоглебска.

Не буду подробно рассказывать о взаимоотношениях церковных начальников и жителей Прихопёрья - таких эпизодов накопилось множество и они подробно описаны в прессе и социальных сетях, а сразу перейду к выводу.

За два года хопёрцы не дождались ни слов утешения, ни помощи от Воронежской епархии -  кресты охранные ставить запрещали, на крестные ходы священников не давали,   иереев за сотрудничество с местным населением  наказывали. А были бы священники с народом - может быть и не произошло ничего на новохопёрских полях. Не видны в Воронеже наши беды, непонятны церковным руководителям наши проблемы. Так что можно сделать, чтобы улучшить наше положение?

Есть один способ - просить Патриарха Кирилла, ввиду отсутствия постоянной отеческой заботы епископа, территориального значительного удаления от Воронежа, редкого посещения Борисоглебской кафедры епископом, отсутствия возможности попасть на приём к владыке, разделить Воронежско-Борисоглебскую епархию и создать новую, Борисоглебскую.

Возможно кому-то покажется такое предложение из ряда вон выходящим, но, напротив, такая наша инициатива полностью укладывается в новую концепцию Русской Православной Церкви - разделение епархий уже произошло на всей территории России, за исключением нескольких областей. Разделены епархии у всех наших соседей - в Волгоградской, Липецкой, Тамбовской, Саратовских областях.

Предлагаю взглянуть на карту:



Белое пятно в Центрально-Черноземном регионе - Воронежская область, зеленым отмечены разделенные епархии.


На православных форумах пишут о том, что воронежское Епархиальное Собрание принимало обращение к Патриарху и Синоду о нецелесообразности её разделения.

Приведу пример из письма Архиепископа Никона направленного на имя Святейшего Патриарха Кирилла: «Принимая во внимание важность определений Освященных Архиерейских Соборов, касающихся усиления развития епархиальной и приходской деятельности, а также учитывая, что население Липецкой области составляет 1.172.800 человек, испрашиваю Вашего благословения на выделение из состава епархии еще одной новой епархии». Т.е. при населении в 2,3 млн человек, по новым правилам Русской Православной Церкви, мы можем получить своего епископа и Борисоглебскую епархию.

За последний год, в связи с ростом активности жителей нашего края, выявилось много новых проблем в гражданской и церковной жизни. По многим направлениям отношения граждан с чиновниками, депутатами, церковным руководством, правоохранительными органами зашли в тупик. Предлагаю совместно искать пути выхода из сложившейся ситуации не ограничиваясь привычными рамками.

В данном случае я предложил реформу в организации церковного управления в Воронежской области, выступая, как мирянин и исходя из опыта общения с церковным руководством в форсмажорных обстоятельствах антиникелевого протеста. Хотелось бы услышать мнение по этому вопросу представителей священства и мирян в поддержку и против такого предложения.

Олег Мещеряков, г. Борисоглебск

Приложение:

В советское время увеличение количества епархий и архиереев было запрещено. В связи с этим, за прошедшие десятилетия накопилось огромное количество вопросов.

Увеличение же храмов за последние десятилетия, количество которых возросло на 20 тысяч, легло тяжким бременем на управления епархий. Епархии, в которых имеется 200, 300 и более храмов - очень трудны для управления. Епископ только за несколько лет может посетить на праздники свою паству и свои храмы. В тоже время есть некоторые епархии, от края до края которых насчитывается более тысячи километров, что, конечно, тоже никуда не годится.

Кроме того, у Церкви есть свои границы, которые не обязательно должны совпадать с административными. Для государственного управления административные границы выполняют свои функции, а у церковного управления задачи другие.

В древних Церквях епископ был в каждом городе. Само слово «митрополит» происходит от слова «метрополия» - город. Теперь же в епархиях есть города с количеством паствы в сотни тысяч, а в некоторых епархиях таких городов может быть несколько. Это не характерно для церковной традиции. В Греции, например, епископ есть в каждом городе. Маленькая 11-миллионная страна имеет около 100 епископов, соответственно числу греческих городов. Причем городки эти очень маленькие - то, что мы называем поселками городского типа, и в России таких десятки тысяч.

В дореволюционной России епархиальное деление было связано с делением на губернии: одна губерния - одна епархия. Но надо учитывать, что население России в конце XIX века составляло 60 миллионов человек. Сейчас же оно в 2 раза больше. Кроме того, большая часть населения перебралась в города, что потянуло за собой проблему строительства в них храмов, а строительство храмов тянет за собой управленческий аппарат Церкви. И это тоже создает условия для естественного дробления.

Санкт-Петербургская Духовная академия

Стопникель, Борисоглебск, православие, никель, Воронежская область, Воронеж, Борисоглебскiй уездъ

Previous post Next post
Up