Мемуары про гробы и про мех-мат.

Mar 28, 2009 14:38

Я тут расписался на тему про завал евреев на мех-мат. В частности, о том, как я вижу соотношение этого явления с государственным антисемитизмом СССР вообще.

http://a-rakovskij.livejournal.com/265100.html

Выкладываю у себя основное. По ссылке - сохранились кое-какие дополнительные штрихи к картине.
Фрагмент 1: что сам видел
Я ходил в этот кружок, и в теме. При этом - не будучи ни в какую евреем, но будучи из одной из упомянутых школ. Меня принимали за еврея, и это - единственный, пожалуй, случай в жизни, когда я этим явно воспользовался - но это же обстоятельство несколько меня оправдывает. Я так и не знаю, увеличил ли я свои шансы поступления тогда или уменьшил. Мне было интересно решать те самые "гробы". Из упомянутых листочков к моменту поступления я знал - все, и еще столько, и еще пол-столько. Как не-еврей, я не получил ни одного гроба.

Так вот: это был государственный антисемитизм. Проводимый из известных соображений о безопасности государства СССР. Каких соображений? Ровно тех, которые - десяток лет спустя и сработали. Но на мех-мате (кстати, исправьте у себя в тексте!) была особая ситуация. Задачи-гробы были результатом мощнейшей аналитической работы. Некоторые из них были совершенно гениальны: их просто невозможно было без подготовки решить за отведенное время - но невозможно и проаппелировать, выглядела такая конфетка чрезвычайно простенько. Я помню восхищение Сендерова, когда он рассказывал про одну такую. Так что это была настоящая игровая война или военная игра... Только она распространялась вовсе не на всех евреев, а только на очень и очень подготовленных. Игра, собственно, была вокруг только одного предмета из 4-х: вокруг устной математики. И - частично - рядом с первым экзаменом - письменной математикой. Вообще, не мудрено, что у Сендерова из рук вон плохая статистика: в игре с обеих сторон участвовали десятки. А завал шел - на сотню. Как? По другим предметам.

Судите сами: из моего класса на мех-мат поступало 17 человек. Из них - 5 евреев. В кружке Сендерова больше пары раз был вообще - один только я, исключение. Так вот, 12 поступивших и 5 заваленных. Все 5 - с характерной еврейской внешностью и соответствующими фамилиями и 5-ым пунктом в анкете, по одному на каждый из экзаменов, последний набрал полный комплект троек, и не прошел по баллам. Все остальные - без диагноза - прошли. Один из поступивших в начале 9-го класса имел совсем другую фамилию - но не характерную внешность, так что "по бабушкам", похоже, не копали, хотя - кто знает. Только один-два из этих пяти - пострадал в игре, в которую играл Сендеров. Не-евреи - подошли ВСЕ 12 человек! Как же - без антисемитизма-то?

Еще - я дружил с очень многими матшкольниками - там сплошь аналогичные ситуации.
Мой год выпука - 1981, почему Сендеров не приводил статистику по нему - я не знаю. Возможно, он был просто совсем провальный: через кружок не поступил вообще НИКТО. На курсе было несколько евреев - они попали через "тоннельный эффект". Про одного - вообще было непонятно, как он попал, он сам узнал, что сделал его отец - лет через 10. Но - после поступления - следов антисемитизма при самом обучении на мех-мате не найти было днем с огнем. Только - при поступлении, и затем уже при распределении и оставлении в аспирантуре. Были некрасивые случаи с завалом диссертаций, немного, но звонко.

В-общем, я подозреваю, Вы что-то не то поняли. Сендеров, Шень - не врут и не подтасовывают, они просто о другом...

Фрагмент 2: что думаю, полемика
Слушайте, Вы хотите справедливости и ясности - и я хочу. Так давайте не будем врать, и давайте вылавливать правду в мутном и жидком потоке источников.

Первым делом: государственный антисемитизм - был. Была особая политика властей к категории людей, выделенной по национальному признаку: "еврей". Раз была такая политика - значит были и ее жертвы. Значит, это - уже антисемитизм. Точка.

Далее, давайте выкинем упоминание про гитлеровские практики. Раз уж мы говорим про "антисемитизм в образовании" - значит мы говорим о явлении, которое гуманнее гебельсовских изысков в бесконечное число раз. Может, Вы считаете, что этим можно гордиться - я так не считаю. Это - само собой разумеющееся.

Далее: никогда за всю историю этого вопроса не было проблемы в том, чтобы сформулировать: что же это за политика такая особенная. Речь изначально шла о том, что ВСЕХ евреев надо образовывать, потому, что в своем "первозданном" национальном виде они государству никакой пользы, кроме сущего вреда, принести не могут. Вы демонстрируете высокие цифры: но это не какой-то специальный "дар евреям" - а успешно решенная государственная задача. С другой стороны, одновременно, зачем забывать тот факт, что среди национальностей СССР "национальность евреев" выделялась в частности именно массовым желанием учиться, государство просто реализовывало потребности своих граждан. Оно делало: должное, делало то, что хотело. Придираться, что оно кому-то сделало слишком много добра - мелочно.

Другое дело, как именно реализовывалась политика в отношении евреев в позднем СССР. Есть два момента, которые были "под контролем": поступление в ВУЗы и приём на работу. Тут государству худо-бедно удавалось организовывать специальные "загоны" для евреев. Это - селекция по национальному признаку, не больше и не меньше. На отдельных факультетах отдельных ВУЗов русские вообще воспринимали себя, как ничтожное меньшинство. Аналогично, были и специальные "еврейские" конторы. Было!

В других сферах - гос-антисемитизм почти отсутствовал. Наиболее болезненный сюжет - распределение выпускников ВУЗов. Тут постоянно пытались наладить процесс селекции - но из-за системного бардака это ужасно плохо получалось.
(Особенный вопрос: "совсем свои" евреи. К примеру, детей сотрудников "военного атома" - беспрепятственно пускали туда же, куда пускали их отцов. А других детей - не пускали. И это осложняет статистический анализ картины.)

Все ваши цифры не противоречат этим утверждениям, и то, и другое - правда. Просто к показателю "средняя температура по больнице" надо относиться соответственно. (И не надо упоминать всуе ковариантные матрицы, громоздкий и маловразумительный инструмент, о котором программисты почти ничего и не знают.)

Явление, которое можно назвать "государственный антисемитизм в образовании" - было. Ровно также, как была до того черта оседлости. Я полагаю, не так уж трудно сейчас составить внятный статистический анализ, и показать, что в целом политика черты оседлости принесла евреям - в среднем по больнице - больше плюсов, чем минусов. Только не надо на основании этих результатов делать выводов, что черты оседлости - вообще не было. Это - не по-нашему.

Ну, и наконец: история про завал евреев на мех-мат - ничтожна с точки зрения статистики, но это история рафинированной подлости. Уж кто-кто, а великая держава могла бы себе позволить не давить мальчиков, подготовленных на "шестерку с элементами десятки", не сеять в них ненависть к себе, не нарушать из-за них своих же собственных правил и принципов. "Дело Сендерова" - 1981-1982 год - исчезающее в масштабах страны, но почему-то Политбюро ЦК - обсуждало его лично, маразм такой особенный. Они - лидеры государства - не брезговали этой мелочью. Они лично знали об этой практике завала, и не остановили этой практики.

Это история - про подлость и мерзость, за которую большая часть долга уже уплачена. Придираясь к публикациям Сендерова и Шеня, пожалуйста, не забывайте, что они не врут.

Послесловие: ответы на некоторые вопросы, которые, как я полагаю, воспоследуют

- Нет, мне не нравится это сообщество долбанутых технарей-неудачников, в котором приходится изъясняться, что же, собственно, было. (По ссылке можно прочитать мой обмен мнениями с одним из таковых персонажей, и убедиться, что я не преуменьшаю его/их заслуги. Любопытно, что хозяин журнала - промолчал. По-видимому, его устраивает сей уровень плинтуса.)
Тем не менее:
а) это не я заинтересовал их этой темой,
б) мой текст написан, как коррекция, приложение к другим написанным текстам,
в) я не виноват, что глубоко и искренне уважаемые мной авторы текстов - не слишком задумывались, для кого они, собственно, пишут - если те, кого эта тема интересует - и так все прекрасно знают.

- Да, я считаю себя достаточно квалифицированным в теме. Более того, я полагаю, что за кое-какие свои заслуги в середине 90-х, можно было бы считать мое мнение еще и авторитетным. Странная штука - эти заслуги...

- Нет, я никого не предаю. Я пишу о том, что видел. Если кого-то удивит, насколько этот взгляд противоречит общепринятой схеме - представьте себе меня, мальчишку тогда, который замечал и удивлялся этим несоответствиям вживую. Я просто позже - сделал выводы.

- В обсуждении - по ссылке - промелькнула просьба выдать ссылку на подборки тех самых "гробов". И я задумался: почему же их нет. [Update 2: всё нашлось, я просто плохо искал. Предыдущий update здесь был не слишком-то корректным... Ниже в обсуждении - есть и дополнительная информация. ] Может, они и есть - но мне неизвестно, где они выложены. У меня вот - сохранилась папка, но совершенно нет желания что-то сделать. Есть - другое, система с задачами, где "гробы" свалены кучей вместе с не-гробами. Почему?
Да потому, что аутентичность "гробов" никого не волнует, есть куда более важная задача: учить нынешних школьников.
Previous post Next post
Up