Политика в России как институционализированный бред
Не успел отгромыхать со своей «Доктриной-77» о. Иоанн Охлобыстин, как на российской политической арене на потеху почтенной публике разыгралось новое представление. Громкие разоблачения, скандалы, интриги, элементы масонского заговора, всенародно любимые певицы и актеры, весь этот шутейный калейдоскоп именуется крупнейшим политическим событием недели. Шутка ли, развешанные по всей матушке-России плакаты с изображением сурового Михаила Прохорова, провозглашающего, что, вся правда в силе, более не актуальны. У Миши Куршавельского отжали партию.
Конечно, парламентская демократия даже в своих самых чистых и прилизанных формах - всегда фарс. Какой толк во всем этом разнообразии кандидатов и партий, если они все, так или иначе, поддерживают статус-кво, если их бюджет финансируется промышленными и финансовыми группами, которые и есть истинные хозяева капиталистического мира, если этими же ребятами контролируются медиа-концерны, которые ежеминутно промывают мозги большей части населения планеты? Или что-то стремительно поменялось в том типе человека, которого возносит к власти парламентская говорильня, в типе беспринципного, циничного, ограниченного политикана? Или, если говорить об истинной власти как власти идей, то разве не все равно кому осуществлять управление в условиях встроенной в современный мир постлиберальной операционной системы, в которой противостоять рынку, демократии и правам человека может только больной или преступник?
Все так. Но в безумном симулировании признаков постмодерна мы впереди планеты всей. Пример шоу Охлобыстина - чистейший политический симулякр, копия без оригинала, тысячу раз сняли копию с копии, и вот перед нами настолько размытое изображение, что каждый волен разглядеть в нем что угодно - и рекламу тарифа «Билайн» и революционный призыв, и монархическую проповедь, и заявку на роль нового фюрера, и заявление о формировании новой политической силы, и шутку, и актерский перформанс и вторжение религии в политику, и ересь и ультра-ортодоксию … Каждый может продолжать как угодно. Так и должно было быть, никакой однозначности нет и в помине. «Доктрина-77», - это и то, и другое и третье, и все вместе взятое и кое-что еще. Если Че Гевара рекламирует чилийскую селедку, а Гитлер - популярное кафе в Индии (как ходят слухи), то почему бы не консервативно-православной политической доктрине не быть рекламой тарифа «Билайна», и наоборот?
Казус Прохорова хоть и более нов, а потому и обсуждаем, не так авангарден. Наспех скроенный проект, с участием известного всей стране преимущественно гулянками с девицами легкого поведения олигарха, политический проект, ориентирующийся на либеральные идеалы, кому бы он был интересен, если бы не тотальный пиар? Кто у нас голосует за либералов? Мизерный процент. Либералы нужны только власти и преимущественно Медведеву и его прихлебателям. «Правое дело», о котором речь, было изначально кремлевским проектом, его и вручил Прохорову президент. Увидев, что Прохоров творит какую-то хрень, решили отобрать, и отобрали. Возмущение олигарха тем, что «политику» в России рисует Владислав Сурков понять можно, хоть строить из себя невинную девочку, которая только что узнала об этом «открытии» глупо. Но разговоры о «рейдерском захвате» абсолютно нерациональны. С какой стати Администрация Президента должна отдавать олигарху свой проект? Либо он работает, как условлено, либо вылетает со сцены. Так в системе симуляций поддерживается минимальный порядок и общий благопристойный вид всей конструкции в целом.
Олигархов надо опускать как можно чаще. Возня либеральных свиней вокруг грязного корытца под названием «Правое дело» не может не забавлять. Хотя какой тут либерализм, просто желание припасть к корытцу, просто свинство. И вот одна из свиней, "примадонна", заявляет, что Владислав Юрьевич Сурков, замглавы Администрации Президента, безумен. Зрелище переходит на новый уровень. Теперь противостоят две символические фигуры: стерильная постсоветская Великая Мать, собирающая вокруг себя первертов-неофитов и трикстер, порождающий пустые и обманчивые миры, населенные причудливыми существами типа нашистов. Точнее, мы наблюдаем отражение игры архетипов в темной жиже нижнего из миров. Не Кибела, и не Гермес, а какие-то мелкие демоны.
Сборище с участием Пугачевой, Прохорова, Ярмольника, Макаревича, и приковывающего наркоманов к батареям Ройзмана трудно назвать триумфом разума, а саму Аллу Борисовну образцом интеллектуальной вменяемости и рациональности. С самого начала во всей этой истории, старт которой положили все же в АП, а закончили цирком с главмасоном Богдановым и какими-то братьями Рявкиными, психической вменяемостью и не пахло. Хотя вопрос о безумии поднят правильно, адресован он неверно. Вся российская политсистема - институционализированный бред. А разве общество здорово? Не дай Бог, эту статью примутся комментировать, градус безумия в записях как всегда будет зашкаливать. И так в России везде.
Здорово ли общество, в котором все вроде бы разумные и благие начинания заканчиваются одинаково - федоровщиной и русским космизмом? А в КОБ могут верить тоже здоровые люди? Мало ли галиматьи, которой может посвятить себя русский человек? И ведь посвящает себя исключительно галиматье. Чем теория более безумна, нескладна, запутанна, темна, тем больше у нее шансов завоевать признание в России. Такова вся наша философия, представители которой за редким исключением не просто порвали с разумом, они его никогда и не имели. В постмодерне с его альтернативной рациональностью дебилов мы как рыба в воде, правда и он для нас - не доведение до конца, до крайнего предела всего того, что заложено проектом Просвещения, а что-то вроде волшебной сказки. Россия не спит, крепкий, спокойный сон - признак здоровья, Россия бредит, кричит и мечется в бреду, а эти нечленораздельные крики принимаются за осмысленную речь. В больном обществе, тот кто поставит диагноз, рискнет сам попасть в категорию сумасшедших, как это было с Чаадаевым. Норма - всего лишь общественная ковенция. У нас норма - это болезнь.
В парадоксальном пространстве бреда живем. Критерии рациональности просто отсутствуют, причем, кстати, везде, не только в политике. Наименее рационально, вменяемо, интеллектуально российское научное сообщество. Сама Пугачева - это что? Где тут разум? А что Владислав Юрьевич? Не наш человек разве? Что он хуже Пугачевой? Он же не с луны свалился. Так как же ему быть здоровым? А в области производства политических симулякров и поталантливее, и побезумнее есть. Не зря же мы вспомнили об Охлобыстине.
Александр Бовдунов