Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Этим хадисом часто спекулируют разнообразные секты мистического толка: мол, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, завещал нам познавать Аллаха не только путём изучения и соблюдения Корана и Сунны, но и посредством медитаций - когда человек покидает своё тело и глядит на себя со стороны (причём средства для этого используют самые разные - от музыки до наркотиков).
Ниже приведён анализ достоверности и смыслов этого хадиса.
"Изречение первое: поистине, этот хадис недостоверен. Однажды о нём спросили имама ан-Навави, (что зафиксировано) в его фетвах, и он сказал: «Поистине, (достоверность) его не доказана». Ибн Таймия сказал о нём: «Он вымышлен». аз-Заркяши, (обсуждая) распространённые хадисы, сказал о нём то, что упомянул ас-Сам'ани: «Это - из слов Яхьи бин Му'аза ар-Рази».
Изречение второе относительно его смысла: сказал имам ан-Навави в своих фетвах:
«Его смысл (следующий): кто познал слабость своей души, её нужду в Аллахе и рабство перед Ним, тот познает силу своего Господа, Его властность, полное совершенство и наивысшие качества». Также сказал шейх Таджу-д-Дин бин Атаилля в «Ли-таифи-ль-минан»:
«Я слышал, как наш шейх Абу-ль-'Аббас аль-Мурси говорил: “Для этого хадиса возможны два толкования:
Первое: кто познал свою душу, (убедившись) в её приниженности, слабости и бедности, тот познает Аллаха, (поняв) Его могущество, силу и богатство; поэтому познание души является первичным, а познание Аллаха (наступает) после этого.
Второе: если кто-то познал свою душу, то сие указывает на то, что он перед этим познал Аллаха; первое является состоянием идущих (по верному пути), а второе - состоянием ведомых”».
Сказал Абу Талиб аль-Макки в «Куввату-ль-кулюб»:
«Его смысл - (в том, что) когда ты познал качества твоей души в вопросах поведения с тварями, и тебе неприятно то, что (кто-то) противостоит твоим действиям и осуждает тебя за то, что ты совершаешь - отсюда ты познаешь качества своего Творца. Ему тоже неприятно это, когда Он принял какое-то решение, и поступает с (такими людьми) так, как бы ты хотел поступить с ними».
Шейх Иззу-д-Дин сказал:
«Из тайных (смыслов) этого хадиса мне стало очевидно то, что обязан открыть (для себя каждый человек) и описать это в совершенстве: то, что Аллах, свят Он и велик, поместил бестелесный, живой дух в мёртвое (доселе) тело; это тонкое божественное вложение в грубую человеческую природу указывает на Его единственность и господство»" («аль-Хави ли-ль-фатави» ас-Суюты,
3/356).
Таким образом, эти слова Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приписали по ошибке, а учёные в общем понимают их так: каждый человек обязан познать слабость, бедность и греховность своей души перед Аллахом и то, что Он является её Творцом и Господом, оживившим ею бездыханную плоть. Отсюда следует, что мы должны быть благодарны за это Аллаху и молить Его уберечь нас от недостатков наших душ, ибо
«...поистине, душа толкает (человека) к дурному, если только мой Господь не проявит к ней милосердия» (Коран, 12:53).
И никаких мистических средств для этого не нужно: все приказы и запреты Аллаха ясны для любого разумного человека, желающего найти верный путь к Нему. Читайте также:
Наибольшее богатство Мёртвые души Единобожие и духовная борьба И да благословит Аллах Своего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.