"В марте 1961 г. правительство Франции объявило о начале переговоров с ВПАР (Временным правительством Алжирской республики - rm). Однако открытие переговоров всячески затягивалось французской стороной. 22-26 апреля 1961 г. реакционные генералы Шалль, Салан, Жуо и Зеллер организовали военно-фашистский путч среди некоторой части французской армии в Алжире. Быстрое подавление путча благодаря единодушному выступлению народа Франции заставило французское правительство начать всё же в мае 1961 г. переговоры, которые дважды (в июне и в августе 1961 г.) прерывались ввиду стремления французов навязать алжирцам неприемлемые условия соглашения (например, отторжение Сахары, сохранение привилегий европейцев). Однако всеобщие забастовки рабочих, служащих и торговцев, массовые патриотические демонстрации, непрекращающиеся бои и стычки карателей с партизанами, ожесточённые (с убитыми и ранеными) стычки французской полиции с борцами за мир в Алжире и в самой Франции, открытое осуждение алжирской политики Франции на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, решительная поддержка ФНО (Фронт национального освобождения - rm) Советским Союзом и большинством независимых государств Азии и Африки - всё это побуждало правительство де Голля изыскивать пути к мирному исходу затянувшегося конфликта. Этому пыталась тщетно помешать фашистская «Секретная вооружённая организация» (ОАС), развернувшая с марта-апреля 1961 г. террор в Алжире и во Франции. Её возглавили лидеры апрельского путча генералы Салан и Жуо (Шалль и Зеллер сдались властям).
В ОАС влились наиболее ожесточившиеся «ультра», а также множество дезертиров из французской армии (особенно - иностранных легионеров, «пара», офицеров - «психологов» и контрразведчиков). Жуо, Годар, а также лидеры путчей 1958 г. и 1960 г. Лагайярд и Мартель стали заместителями Салана - «генерального комиссара» ОАС. Ему подчинялись, по Н. Генчеву, 20 тыс. «активистов» под эгидой 400 главарей групп и 24 руководителя «провинций» (включая зарубежные Центры ОАС в Мадриде, Барселоне, Риме и Гамбурге). К концу 1961 г. только в Алжире было 110 групп, 88 «партизанских» отрядов, 60 складов оружия и 119 тайных явок ОАС. Заодно с ОАС были предатели-алжирцы: 800 «харки» башаги Сайда Буалама (крупного феодала на западе страны) и 800 «синих» бывшего капитана АНО «Си Шерифа», якобы ставшего «французским полковником».
<...>
На ход переговоров в Эвиане несомненно повлияла резкая активизация деятельности ОАС в конце 1961 г. - начале 1962 г. Во Франции оасовцы в основном подбрасывали взрывчатку и пластиковые бомбы в дома и автомобили видных политических деятелей, журналистов, профсоюзных активистов и просто известных сторонников прекращения алжирской войны. Но в Алжире ОАС организовала подлинно массовый террор. Систематически совершались убийства присланных из Франции офицеров, чиновников, судей и комиссаров полиции, что должно было продемонстрировать бессилие власти де Голля в колонии. Развернутая оасовцами «охота на арабов» преследовала целью запугать коренное население и заставить его покинуть населённую европейцами прибрежную зону. Манифестации «ультра» с избиениями и линчеванием алжирцев на улицах, поджогами и разграблением мусульманских лавок вскоре сменились хладнокровными расстрелами алжирцев, осмеливавшихся появляться в европейских кварталах, обстрелом арабских районов из пулемётов и миномётов. «Эскалация насилия» ОАС в 1962 г. сопровождалась установлением ею жёсткого контроля над европейским населением, регулярными поборами с него, грабежом банков (например, в Банке Алжира оасовцы похитили 2 225 млн. фр.). Только в январе 1962 г. ОАС убила 55 и ранила 990 человек.
<...>
ОАС ещё 13 марта объявила о создании в Алжире «временной центральной власти» во главе с Саланом. После 18 марта, отдав приказ о «всеобщем наступлении», Салан непосредственно столкнул европейцев с французской армией. Только в г. Алжир 26 марта были убиты 15 солдат и 70 европейцев, ранены 17 солдат и 200 европейцев. Однако это лишь изолировало ОАС от верхушки армии. Вожди ОАС, ранее скрывавшиеся благодаря сообщничеству военных кругов, были вскоре арестованы (в марте 1962 г. - Жуо, в апреле - Салан). Это окончательно лишило «ультра» всех надежд на «возрождение французского Алжира» (особенно - после референдума 8 апреля 1962 г. во Франции, одобрившего алжирскую политику де Голля). Бегство европейцев из Алжира, начавшееся ещё осенью 1961 г., ускорилось. ОАС, ранее этому препятствовавшая, теперь стала его поощрять, одновременно начав проводить в Алжире тактику «выжженной земли», взрывая и поджигая промышленные предприятия, административные учреждения, школы, больницы. В течение нескольких месяцев Алжир покинули свыше 820 тыс. европейцев, в подавляющем большинстве выехавших во Францию. Лишь 5 тыс. испанцев (всего 2-3% их общей численности) направились в Испанию, а 10 тыс. евреев (1/12 их часть) - в Израиль. В стране осталось всего 170 тыс. европейцев" (из книги советского и российского историка Р.Г. Ланды «История Алжира. XX век»).
Читайте также:
Об убийцах и смерти Возможно ли покаяние за убийство? Служба в армии неверных Служба в репрессивных органах тагутов Об антирусских погромах Об одном сомнительном факте