Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Материалы собраны русским дореволюционным этнографом, социологом и археологом Вячеславом Тенишевым, корреспонденты которого исследовали быт русских крестьян Владимирской губернии. Всем плакальщикам по «России, которую мы потеряли», читать обязательно:
"До пьянства других никому нет дела. Преследование пьяниц возбуждается, если только совершены какие-либо безобразия, караемые по закону, или если пьянство угрожает расстройству хозяйства. В последнем случае, получив жалобу родных, пьяницу приговаривают к наказанию, чаще всего телесному. [85, Ю., л. 28]
<...>
Крупного взяточничества не существует, мелкие же поборы в виде угощения за скорейшее разрешение на постройку либо за выдачу какого-либо документа никого не удивляют, вполне допускаются обычаем и считаются даже как бы обязательными. О подлогах со стороны должностных лиц не слышно. На мелкие денежные махи нации писарей народ смотрит спокойно: «Что ж, пущай их, невелика штука - по копейке на душу что ли нам накинуть; ничего не значит, а его дурака, губить ведь надо». Крупные растраты, которые нельзя было бы скрыть, редки (корреспондент упоминает о двух подобных случаях). Растраты мелкие - «домашние» - производятся выборными, деревенскими сборщиками или старостами хлебных магазинов, и часто заканчиваются мировыми сделками. Приводится пример мировой сделки по растрате, произведённой магазинным старостой дер. Макарьино Аньковской волости. [85, Ю., л. 29-32]
<...>
Хищение чужого имущества греховно и преступно, что внушается с малолетства в большинстве семей. Хотя воровство - дело дурное, но все-таки мысль о лёгкой наживе иногда увлекает. Ни одного селения, отличающегося особой честностью, корреспонденту не известно. [85, Ю., л. 33]
<...>
Самосуд, по мнению крестьян, допустим. Приводится пример: крестьянина, укравшего кошелёк у нищей, избили, после чего он умер. Следствие, за отсутствием главных виновников, было прекращено. Причём крестьяне не чувствовали своей вины, считая, во-первых, что «не один бил, а всем миром», во-вторых, потому, что по мнению крестьян «острог - ничто, а палку, если бы остался жить, - помнил бы». Крестьяне в кончине вора видят Божий перст - не кради у бедных сирот. [1, А., л. 5]
<...>
Среди крестьян популярны рассказы о чертях, священниках, помещиках. Следует запись сказки «Мужицок-серяцок» о мужике по прозвищу «смыцок», который нанялся к попу работником. Корреспондент отмечает, что рассказы о помещиках «срамные или похабные». Но более всего народ любит рассказы о войне, богатырях и путешествиях. Разговоры о науках и нововведениях воспринимаются неохотно. Драматических представлений не было и нет. [28, Мел., л. 16-36]
<...> Крестьяне предпочитают рассказы о разбойниках, войнах, колдунах, но не выносят «объяснений научного характера». Драматических представлений нет. [41, Мел., л. 11-12]
<...>
Не знания или грамотность, а богатство является способом для возвышения. Внешние его признаки: одежда, порода лошади (богатство должно быть наглядным). Возвысившийся пользуется уважением: к нему идут за советом, при встречах отвешивают глубокий поклон, величают по имени-отчеству. Почёт соединяется с общественной должностью. К ней стремятся некоторые крестьяне победнее, пытаясь противостоять самоуправству или снизить возможность его проявления со стороны других. Путь к власти сопровождают посулы, угощение водкой. Благотворительность проявляется умеренно: личностей выдающихся в этом смысле, т.е. отличающихся щедростью, нет. Богатые крестьяне бескорыстны не более других. [5, Вл., л. 9-10]
<...>
Встречаясь, крестьяне показывают своё уважение друг другу, обмениваются взаимными поклонами. С потерей имущества зажиточный крестьянин теряет и уважение. Такой человек превращается в угнетённое существо и начинает пить (приводится пример подобного превращения). <...>
«Небу начало там, где солнышко всходит, конец там, где - заходит». Дождь берётся «из неба», но, чтобы он мог идти, «Божьи слуги раздвигают небо». [3, Вл.6 л. 2]
По представлениям крестьян, небо имеет вид громадного сводчатого потолка, соединяется с землёй «по краям света». Существует всего семь небес, на последнем из которых живёт Бог. Небо имеет отверстия, через которые на землю проливается дождь и выходят звёзды. [30, Мел., л. 1]
<...>
Молодой народ крестьянский интересуется явлениями природы меньше, чем старики и особенно старухи. Ответы о воззрении на природу, как правило, одни и те же, с убеждением в своих словах. Например, считают, что небо твёрдо, как земля, да и не может быть иным, раз по нему ездит Илья-пророк в своей колеснице. [64, Ш., л. 1]
Солнце является братом месяцу. На луне можно увидеть двух людей и ушат, которых связывают с библейским сюжетом о Каине и Авеле. Кометы - «огненные змии», т.е. черти. «Звёзды - свечки. Их Бог на небе зажёг». Существует примета: если при падении звезды задумать желание, то оно непременно сбудется. Радуга - это дорога, связывающая небо с землёй, по которой души умерших попадают на небо. [3, Вл.6, л. 3-4]
Двенадцать месяцев - родные братья (декабрь - старик, май - юныш). Млечный путь - дорога в Крым, звёзды - горящие на небе свечи. Северное сияние - к войне. [15, Вяз., л. 1]
Кометы - это ангелы, которые по велению Божьему принимают вид звёзд с хвостом и предвещают несчастье. Падение звезды означает смерть праведника. Радуга - «дугообразная труба, которая пьёт воду из морей, озёр, рек и ключей», она семицветна по числу небес. Млечный путь - это Моисеева дорога.
Корреспондент приводит примеры суеверий, связанных со звёздами, легенду о том, почему месяц светит ночью, а солнце днём. Затмение луны и солнца, по представлению крестьян, - «напоминание Божье о кончине мира» и предвестник несчастья. Считается, что избежать беды можно, если надеть чистое бельё, зажечь пасхальные свечи и окурить себя ладаном. [30, Мел., л. 2-7]
По народному мнению, радуга упирается концами в воду и пьёт её. Если зимой появятся «столбы около луны» - это считается предвестником несчастья (напр., эпидемии или войны). [39, Мел., л. З]
<...>
Солнце - огненный шар, что вертится около земли; луна - шар поменьше и потемнее; звёзды - младенческие душеньки и души праведных людей, которые смотрят с неба на своих родственников. О планетах и созвездиях народ никакого представления не имеет. Считают, что радуга бывает к ненастью. [64, Ш., л. 1]
Гроза оттого, что Бог чёрта гоняет. <...>
Три брата-ветра живут в избушке в лесу. В народе ходит рассказ о том, как ветер «разнёс» у мужика по дороге всю муку, а его «злая баба» - жена отправила мужика на розыски. Он попал в избушку к матери трёх ветров и получил от брата-ветра, виновника его несчастья, кошелёк. Из кошелька вышли два молодца с плетьми и проучили жену мужика, чтоб впредь не ругалась. [15, Вяз., л. 1]
Гром и молния происходят от колесниц, на которых по небу разъезжает Илья-пророк. <...>
Ссоры между крестьянами часты. Один выпьет, а другой нет, вот и начинается ругань, а затем и драка. Пьяные страшно придирчивы и видят обиду в каждом слове. Дерутся больно, полиции приходится разнимать, причём часто достаётся самим миротворцам (по правилу «Две собаки грызутся, третья не приставай»). Правда, обид долго не помнят и мир стоит до следующей драки. Чаще всего ссоры и драки происходят по причине обвинения в воровстве или беспутстве. Бабы ругаются, как правило, из-за детей, огородов, кур, дерутся же самые «отпетые». Брань на сходах не редкость, происходит она чаще из-за горланов, «стоющие» же мужики либо вовсе на сход не ходят, либо сидят там молча. Дёготь на воротах всеми считается великим бесчестьем, устраивается это только великим распутникам. Случаются драки из-за девиц между разноселёнными парнями.
<...>
Задать в пьяном виде страху жене явление заурядное. Вообще считается, что «каждый мужик... не дравшись с женой, не проживёт», и чаще всего побои наносятся безвинно, чтоб «не зазнались». Жёны прячутся от мужей в домах родных или знакомых, но их всё же выдают; соседи в ссоры и драки не вмешиваются, действуя по принципу «сами скорее всего уймутся». Женщина жалуется на мужа в волость только в том случае, если она хочет добиться отдельного вида на жительство (в противном случае она «будет бита впятеро»). <...>
Случаев оставления жён мужьями много. Жёны от мужей тоже убегают, но на определённое время, пока не кончится срок действия билета, без которого на фабрику не возьмут. Билет, как известно, без согласия мужа в правлении не выдаётся. Отдельный вид на жительство может быть получен только по решению волостного суда, но случаи, когда женщина отстаивает свою свободу, редки. В большинстве случаев всё терпят и за разрешение взять в правлении билет вынуждены из заработанных денег давать мужу на вино (детей кормят также на свои деньги). Корреспондент приводит рассказ о брошенной жене, избитой мужем и его сожительницей. Она скончалась в фабричной больнице со смирением и словами: «Бог с ними! Прощай им, только бы сынишку не покинули!» Далее - рассказы о том, как оставленная мужем жена сама нашла себе сожителя и о развратной жене, которую муж сперва пытался «учить», но, видя, что из неё дурь не выбить, смирился. Жену, замеченную в прелюбодеянии, избивают до крайности, пока она не «бросит дурь». Мир в таком случае на стороне мужа. <...>
В вольном обращении с девушками мужчин не обвиняют: таковы нравы. Насильников, напротив, и осуждают, и преследуют. [58, Ш., л. 12]
В селе есть проституция из-за приказчиков, пристающих к берегу на своих лодках-мокшанках. Занимаются этим главным образом солдатки, про которых в народе говорят, что они «затылком наволочки стирают». [45, Мел., л. 4]
О сводничестве не слышно. Некоторые вдовы и даже замужние женщины открыто принимают кого угодно в виде промысла. Причина этого - в жажде лёгкой и весёлой жизни. Молодые вдовы все предаются разврату, пока не наступит второе замужество. Распространению такого безнравственного поведения особо способствуют фабрики (раньше, говорят, «греха было меньше, а стыда больше»). [58, Ш., л. П]
<...>
Подкидыши встречаются довольно часто, и почти всегда это дети девиц. Существует обычай разыскивать мать по горячим следам и по подозрению. Подкидывают к тем домам, где нет детей и где, по слухам, желали бы взять ребёнка на воспитание. Иногда подкидывают в дом отца, чтобы тем самым отомстить виновнику. Кроме того, корреспондент упоминает о случае, имевшем место в 1897 г., когда ребёнок был подкинут на паперть Шуйского собора. Взявший подкидыша на воспитание «по охоте» ухаживает за ним, как за своим детищем. [68, Ш., л. 2]
<...>
Вообще, выпивающих крестьян много, и все они приносят много горя своим семейным. В пьяном виде они озорничают и считают своим долгом колотить жену. Следуют примеры такого поведения мужей. В деревнях есть ещё и «запойные», есть и женщины, которые в пьянстве не уступают мужчинам и не меньше их пропивают (этих женщин народная молва окрестила «солдатами» и «жандармами» за их воинственный и наглый вид). Вообще же женщины пьют умеренно, хотя при случае девушки теперь пьют не одно «красненькое», но и «зелёненькое».
<...>
Корреспондент приводит четыре варианта местных народных заговоров от зубной боли, бытующих в Шуйском и Судогодском у. Так, в одном случае нужно подойти к рябине и, держась рукой за ствол, стоя с закрытыми глазами, трижды произнести текст молитвы «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня». Затем, обращаясь к рябине, следует просить об исцелении и съесть при этом кусочек коры. В дальнейшем не следует есть плодов рябины, чтобы боль не возобновилась.
<...>
Бабушек народ предпочитает ветеринарам и даже докторам из больницы («была там намедни кума Марья, дали ей опять той же воды, воды-то у нас много своей»). По советам бабушек-знахарок грыжу, например, лечат так: мать должна, задержав дыхание, 12 раз подряд укусить ребёнка в пупок и говорить без передышки: «Я тебя родила, я тебя и кусила». Универсальным способом лечения считается четверговая соль. Приводятся другие способы лечения болезней, порчи, способы приворота. [64, Ш., л. 7об.-8об.]" («Быт великорусских крестьян-землепашцев». Описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. Спб, 1993.).
Читайте также:
«Крымнашизм» 18-го века Метро и попы Почему я не могу быть верующим в Евангелие? «Цивилизаторы Кавказа» И хвала Аллаху, Господу миров.