Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
По мнению имамов большинства мазхабов, вода, использованная в ритуальных целях тем мусульманином, который пребывал в состоянии большого осквернения, непригодна для того, чтобы ею мылись другие - если её объём меньше двух кувшинов. Их основным доводом является хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Пусть никто из вас, будучи в состоянии большого осквернения, не моется в стоячей воде» (аль-Бухари, Муслим).
Однако имам Малик полагал иначе:
«Малик, да помилует его Аллах... был убеждён, что вода не портится, кроме как с изменением её свойств, т.е. её внешние признаки (цвет, вкус, запах) должны измениться под действием нечистот» («Ихкяму-ль-ахкям» Ибн Дакыка аль-Ида, 1/73-74).
С этим же согласился и Шейху-ль-ислам:
"Если запрет мыться стоячей водой и связан с проблемой (пригодности) использованной воды, то лишь потому, что другому (человеку) она будет казаться испачканной, а не потому, что она станет нечистой или изменит состав по причине её использования. Ибо достоверно известно, что (Пророк, мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, вода не оскверняется»" («Маджму'у-ль-фатава», 21/46).
Ибн Таймия имел в виду следующий хадис: передаётся от Ибн Аббаса, что одна из жён Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вымылась в тазу, а потом пришёл Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, желая совершить большое или малое омовение (этой водой). И тогда она сказала: «О Посланник Аллаха! Поистине, я была в состоянии осквернения (и вымылась этой водой)». На что он ответил: «Вода (от этого) не оскверняется» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ан-Насаи и др. ат-Тирмизи, Ибн Хаджар и аль-Хайсами назвали его достоверным. См. «Фатху-ль-Бари»,
1/300 и «Маджма'у-з-заваид», 1/213).
Поэтому один из знаменитых имамов табиунов аз-Зухри говорил:
«Нет никаких проблем в (омовении) водой, у которой не изменился вкус, запах или цвет (под действием нечистот)» («Сахиху-ль-Бухари»,
1/93).
Как разъяснил Шейху-ль-ислам:
«Всё, что носит название воды, является (в основе) чистым и очищающим, будь она использована для обязательного омовения, желательного или иного. И неважно, попали в неё нечистоты или не попали - если известно, что они полностью поменяли состав или растворились в ней. Если же следы их присутствия (в воде) очевидны, то тогда запрещено её использование» («Маджму'у-ль-фатава», 19/236).
Это же мнение выбрали Ибн Акыль и другие видные учёные ханбалитского мазхаба, как о том сообщил аль-Мардави в «аль-Инсаф» (1/36).
Читайте также:
Ибн Усеймин о спиртовых растворах И хвала Аллаху, Господу миров.