Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
"Я очнулся, потому что в скафандре сработала кислородная сигнализация. Непрерывный назойливый писк в конце концов вырвал меня из глубочайшего, всеобъемлющего желания сдаться и сдохнуть.
Буря утихла; я лежал лицом вниз, почти полностью засыпанный песком. Придя в себя, я удивился тому, что ещё жив.
<...>
Я вскарабкался на холм, двигаясь по направлению к жилому модулю. Преодолев подъём, испытал одновременно огромную радость и непередаваемую печаль. Модуль оказался на месте (ура!), а вот МВА исчез (блин!).
Тогда-то я и понял, что серьёзно влип. Но мне не хотелось просто лечь и умереть на поверхности Марса. Я дохромал до модуля, забрался в переходный шлюз и, как только давление выровнялось, снял шлем.
<...>
Я размышлял над тем, как выжить. Ситуация не полностью безнадёжная. Года через четыре люди снова прилетят на Марс в составе «Ареса-4»...
«Арес-4» приземлится в кратере Скиапарелли, находящемся примерно за 3200 километров от моего модуля на Ацидалийской равнине. Своими силами мне туда не добраться, но если налажу связь, быть может, меня и спасут. Понятия не имею, как они это сделают без необходимых ресурсов, однако в НАСА умеют соображать.
Итак, вот моя миссия. Найти способ связаться с Землёй. Если не получится, найти способ связаться с «Гермесом», когда через четыре года он вернётся с экипажем «Ареса-4»" (из романа Энди Вейра «Марсианин»).
Я иногда думаю: что испытывали американские астронавты, находясь на Луне - за сотни тысяч километров от родного дома? Необычно и заманчиво, конечно, погулять по лунной поверхности, чувствуя себя в шесть раз легче, чем на Земле, посмотреть, как сияют на лунном небе наша планета, а также Солнце и другие светила... Но я ни минуты не сомневаюсь в том, что астронавты в те часы поняли, как важна для них Земля - с её атмосферой, гидросферой, растительным и животным миром, с людьми, которые ждут тебя и которым ты небезразличен. Те же самые чувства теснились и в душе героя американского романа «Марсианин»:
«Я не новичок на Марсе. Я провёл здесь долгое время, но до сегодняшнего дня ни разу не терял из виду жилой модуль. Какая мелочь, подумаете вы - и ошибётесь.
По пути к месту погребения РТГ меня поразила мысль: Марс - голая пустошь, и я здесь совсем один. Разумеется, я и так это знал. Однако есть разница между тем, чтобы знать, и тем, чтобы прочувствовать. Меня окружали пыль, камни и бесконечная пустыня, раскинувшаяся во всех направлениях. Знаменитый красный цвет планете придаёт оксид железа, покрывающий все поверхности. Так что это не просто пустыня. Это пустыня, которая буквально заржавела от древности.
Жилой модуль - единственный намёк на цивилизацию, и глядя, как он скрывается из виду, я почувствовал себя намного неуютней, чем мне того хотелось бы».
О чём этот роман? Ответ, на первый взгляд, очевиден - о том, как человек застрял на красной планете, боролся там за существование, затем установил связь с Землёй и в итоге был спасён экипажем космического корабля «Гермес». Однако не всё так просто. Понятно ведь, что автор романа на Марсе (и вообще в космосе) никогда не был - он написал книгу, живя на Земле и воображая себя марсианином. А для этого ему пришлось представить, что он очутился на безлюдной и безжизненной планете и стремится к возвращению домой - в далёкую небесную родину всего человечества, откуда он когда-то прибыл сюда. Благодаря радиосигналам он смог связаться с этой небесной цивилизацией, посылающей ему инструкции того, как выжить на чужбине и быть готовым к прилёту спасательной экспедиции. И самое главное - он не допускает и мысли о том, что эта чужбина дорога ему и что он родился для того, чтобы прозябать в этом мёртвом мире.
Проницательные читатели уже наверняка поняли, к чему я клоню. От Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) наказал ему и всем мусульманам:
«Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник» (аль-Бухари).
Также рассказывают, что однажды один мужчина зашёл к Абу Зарру, да будет доволен им Аллах, начал осматриваться в его доме и спросил: «О Абу Зарр, а где же ваша утварь?» Абу Зарр сказал: «У нас есть (иной) дом, в направлении которого мы следуем со всем подходящим для этого багажом». Мужчина продолжил: «(Но послушай,) ведь пока ты пребываешь здесь, у тебя должна быть какая-то утварь?» Абу Зарр сказал: «(Истинный) Хозяин этого жилища не позволит нам долго оставаться в нём» («аз-Зухд» Ибн Аби-д-Дуньи,
стр. 70; «Джами'у-ль-'улюми ва-ль-хикям» Ибн Раджаба, 2/377).
Конечно, мусульманин не жаждет смерти где, когда и как угодно; он до поры до времени обитает и трудится на чужой ему планете, подобно герою романа «Марсианин». Одна из глав замечательного сборника имама ан-Навави «Рияду-с-салихин» так и названа: «О том, что не следует желать смерти по причине понесённого ущерба, но в этом нет ничего дурного, (если смерти желают,) опасаясь впасть в искушение в религии» (подробнее об этом:
Хотят ли муслимы войны?).
Однако при всём при том он каждую минуту осознаёт себя пришельцем из иного мира, где ему не был нужен «скафандр», т.е. искусственная среда обитания, техносфера, построенная человечеством для защиты от неблагоприятных факторов земной природы. Он получает радость и удовольствие от контактов с «небесной цивилизацией» (читай: от молитв и поминания Аллаха, изучения Корана и т.д.), а неверующие племена, народы и страны воспринимает как безлюдную неприветливую пустыню, где лишь изредка попадаются живые души. Наконец, он не боготворит ничто земное и не связывает с этими идолами надежды на благополучное возвращение в родные края - равно как и марсианин Марк Уотни понимал, что без спасательной экспедиции НАСА путь домой ему заказан.
Знаменательно, кстати, и то, что нашумевший одноимённый фильм по книге американского прозаика-фантаста был снят не где-нибудь, а в иорданской пустыне Вади Рам. Читайте также:
Рай и Ад Мёртвые души Жить надо будущим, а не прошлым! Чувство собственного ничтожества Мусульманин и его богатство И хвала Аллаху, Господу миров.