Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Эта статья будет посвящена взглядам неисламских историков на прошлое мусульманской уммы (без длинных комментариев). Для начала откроем книгу Александра Меня «История религии. Пути христианства» (М., 2000) и найдём там главу «Христиане под мусульманским владычеством»:
«…в VII в. значительная часть Византийской империи, в том числе многие духовные центры христианства, оказались на территории, захваченной арабами. <…> В результате множество жителей этих стран, исповедующих разные религии, приняло ислам, но и ислам подвергся влиянию древних традиций. Так создавалась многогранная и богатая мусульманская культура, впитавшая в себя византийско-христианское наследие, персидское духовное творчество, еврейскую религиозную мысль. <…>
Взаимопроникновению культур способствовал достаточно продолжительный период веротерпимости (хотя и ограниченной), которую мусульмане в первое время проявляли по отношению к покорённым народам. Основные религиозные группы захваченных территорий Византийской империи - христиане и евреи - имели возможность посещать храмы и синагоги, свободно молиться. Именно в период мусульманского господства зародились и пережили расцвет центры христианской культуры, давшие Церкви плеяду замечательных подвижников, писателей, поэтов, мыслителей.
<…>
В Дамаске, одном из крупнейших арабских центров, почти вся интеллектуальная и художественная элита состояла из византийцев-христиан. Халиф Валид I, которому принадлежит инициатива создания первых значительных произведений арабской архитектуры, пользовался услугами христианских мастеров. Например, Омейядская мечеть в Дамаске, построенная Валидом, показывает, что мусульманское искусство своим становлением в значительной мере обязано искусству византийскому. <…>
Не меньшее влияние на ислам христианство имело и в других сферах. Так, известно, что финансовыми делами Валида I управлял грек, ревностный христианин; сын этого грека, Иоанн, после смерти отца стал губернатором Дамаска и первым министром халифата.
Подобная терпимость способствовала развитию христианской культуры, которая переживала в это время расцвет. Наиболее ярко это проявилось в творчестве двух великих христианских мыслителей - святых Исаака Сирина и Иоанна Дамаскина».
А это - отрывки из «Краткой еврейской энциклопедии» (том 6):
«После падения Византийской империи (1453) турецкие правители лояльно отнеслись к религии своих православных подданных: константинопольский патриарх был ими признан не только духовным, но и светским главой христиан Османской империи. Некоторое время турки отдавали предпочтение евреям - главный раввин заседал в Диване (государственном совете) при султане Мехмеде II Фатихе рядом с муфтием и впереди патриарха. Это положение вскоре изменилось (как из-за подавляющего численного перевеса христианских жителей, так и под давлением европейских держав), но греческая церковь долго не могла простить евреям своего унижения. Частые нападки на евреев со стороны христиан вынудили султана Сулеймана I Великолепного (1520-66) учредить при дворе специальный пост защитника евреев кехия, первым таким защитником был Шалтиэль.
<…> В 17 в. в результате мессианского движения Саббатая Цви евреи утратили расположение турецких властей; греческим и армянским купцам удалось потеснить конкурентов, и антиеврейские нападки стали более действенными. В 18-19 вв. еврейские и христианские подданные империи в равной мере страдали от произвола турецкой администрации и янычар, но это не привело к их солидарности и взаимному согласию. На Пасху 1821 г. турки убили константинопольского патриарха Григория, на что греки ответили жесточайшими еврейскими погромами, носившими характер геноцида, - как в империи, так и в сопредельных странах, в том числе в городах Румынии, в Одессе и других местах. В ходе освободительной войны против турок греки уничтожили на полуострове Пелопоннес более пяти тысяч евреев».
Далее - выдержки из учебника для вузов «История средних веков» (М., 2000):
«Высокоразвитая городская цивилизация мусульманской Испании стала базой для невиданного в раннесредневековой Европе развития культуры. В светских и религиозных школах Кордовы, Севильи, Толедо изучались право, философия, история, причём здесь учились и выходцы из христианской Европы. Библиотека кордовских халифов насчитывала более 400 тыс. свитков, в том числе переводы античных и византийских авторов. Деятельность андалусских учёных и переводчиков сыграла большую роль в становлении европейской средневековой науки; сюжеты и художественные приёмы испано-арабской литературы активно заимствовались писателями и поэтами других стран; арабская лексика обогатила все европейские языки, в особенности испанский и португальский».
"Через арабов европейцы получили культуры риса, хлопка и сахарного тростника, бумагу, немало ремесленных навыков и научных познаний - в математике, медицине, анатомии и т.д. В VII - начале IX в. испанские арабы создали и первые теоретические труды по химии…; они умели изготовлять кислоты, щёлочи и купоросы, проводили опыты по превращению металлов. Монах из Орильяка Герберт (ок. середины Х в. - 1003 г.), обучавшийся в Испании, впервые «перенёс» на европейскую почву арабские (индийские) цифры, абак и позиционную систему счисления; он… читал лекции по астрономии и геометрии, создал первое в Европе математическое исследование".
«Занятая турками территория бывшего Венгерского королевства вошла в состав Османской империи и в соответствии с её военно-административным устройством была поделена на провинции и округа. Наместником султана считался будайский паша. <…> Их (венгерских провинций - rm) экономика не интегрировалась в экономику Порты, а, напротив, сохраняла традиционные контакты с Европой. Купцы из подвластных туркам венгерских земель вели активную торговлю с западными странами, экспортируя туда живой скот, а также продукты животноводства, и ввозя готовые ремесленные товары. В то же время турки не использовали животноводство - эту наиболее доходную область венгерской экономики - ни в продовольственном снабжении империи, ни в налогообложении. <…>
Своеобразное османо-венгерское двоевластие проявлялось и в других сферах жизни. В указах султана, предназначенных для венгерских земель, определялись только суммы налогов, таможенных пошлин, давались предписания, касающиеся телесных наказаний. Мусульманское частное право распространялось только на мусульманское население, венгерское же продолжало жить по венгерским государственным и местным законам и обычному праву. На османской территории действовали некоторые социальные институты и административные структуры венгерского феодального государства».
Да, зи́ммии - немусульмане, живущие под властью исламского правительства, облагались религиозными налогами («джи́зья»); но, во-первых, им не грозила смертная казнь за вероотступничество, а, во-вторых, их мужская часть не была военнообязанной. В целом, их положение во многих странах Ислама было вполне выгодным (достаточно прикинуть в уме, какие потери несла армия халифов в оборонительных и наступательных войнах). Вот, к примеру, воспоминания о Дамаске некоего С. Кондурушкина в 4-м номере журнала «Исторический вестник» за 1903 год:
«Дамасские евреи живут особой группой, занимая довольно обширную площадь на юге города. Часть еврейского квартала раньше, несомненно, принадлежала мусульманам, ибо среди еврейских домов есть несколько полуразрушенных мечетей арабской архитектуры. Пришли евреи в Дамаск, очевидно, еще во времена ветхозаветные. Впоследствии число их постоянно пополнялось новыми пришельцами из всех стран.
Дамасские евреи ленивы. Они совершенно опустились, даже равнодушны к наживе, по крайней мере, во многом уступают своим европейским собратьям. Занимаются они здесь, как и везде, ремёслами и торговлей, но живут как-то тихо и мирно. Их здесь не преследуют таким презрением, как в Европе, потому нет в них обычной озлобленности, а, может быть, поэтому отсутствует и энергия. Они вносят в жизнь города свою обычную грязь, лапсердаки, пейсы, а их женщины разврат. Дамасские евреи выродки. Они некрасивы, болезненны и слабы.
<…> Много проживает в Дамаске и русских евреев. Они остаются здесь десятками лет, воинской повинности в России не несут, но перед оттоманским правительством считаются русскими подданными, а потому и пользуются обычными льготами европейцев, то есть не платят налогов, не подлежат наказанию по турецким законам и обеспечены на случай произвола турецкого правительства. За последнее время, кажется, наше консульство в Дамаске обратило внимание на эту ненормальность и возбудило вопрос о проживающих в Дамаске евреях, пользующихся покровительством русского имени на слишком льготных условиях».
Авторы вузовского учебника «Новая история стран Европы и Америки» (М., 1998) пишут о положении христиан под властью турецкого султана:
«Константинопольский патриарх считался главой не только православной церкви, но и общины (миллета). Положение христиан государственно-правовыми нормами не регулировалось, они жили по канонам обычного права, и патриарх обладал... в определённой степени административной и судебной властью и отвечал за сбор налогов. Эта власть признавалась Высокой Портой, патриарх являлся её сановником и имел звание визиря (министра - rm). <…> Знатные греческие семьи (фанариоты) заняли видное положение не только в торгово-денежных операциях, но и в политической жизни империи».
Ислам не делит правоверных на сословия и касты; напротив, «религиозно освящён и практически всегда реализовывался принцип социальной мобильности: сила, способности, случай открывают двери наверх перед каждым, достойным того. Раб мог стать эмиром и султаном, бедняк-крестьянин - уважаемым знатоком ислама, высокопоставленным улемом, солдат - военачальником» (Васильев Л.С. История Востока. Т. 2. М., 1993).
В конце вернусь к книге А. Меня «История религий. Пути христианства». В её приложении статья об Исламе начинается с таких слов:
«Ислам - одна из трёх мировых монотеистических религий. Мусульманские общины существуют более чем в 120 странах мира. Число приверженцев ислама непрерывно растёт - причём не только в Азии и Африке…, но также в Европе, Америке и Австралии. Роль мусульманской духовности в становлении и развитии мировой цивилизации огромна. Величайшие учёные, поэты, мыслители, исповедовавшие ислам, внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры. Почему религия, возникшая значительно позже других монотеистических вероучений, оказалась способной духовно объединить миллионы людей?»;
а закругляется так:
«…ислам является одним из самых могущественных духовных движений. Он играл определённую роль в мировой истории и продолжает оказывать существенное влияние на эволюцию современного общества. Исламское вероучение завершает монотеистическую миссию авраамического цикла - начатую первым ханифом («исповедующим единобожие») Ибрахимом (Авраамом), продолженную посланниками и пророками Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом) и заканчивающуюся Мухаммадом. Отсюда понятно, что для мусульман ислам воплощает высшую богооткровенную Истину, извещённую в Коране:
“Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою, и избрал для вас Ислам как веру вашу” (5:4).
Возможно, в этих словах и содержится ключ к пониманию ислама как религии всемирного значения и одновременно - ответ на вопрос, поставленный в начале статьи».
И хвала Аллаху, Господу миров.