Является ли Аллах надменным и мстительным?

Sep 02, 2013 14:07

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Среди прекрасных имён Аллаха, упомянутых в благородном Коране, есть такие, которые могут вызвать недоумение. Примеры подобных имён: «аль-Мутакя́ббир» (Гордый, Высокомерный) и «Му́нтакым», или «Зу-нтика́м» (Карающий, Отмщающий). Как же мы должны понимать их, с учётом того, что Господь миров свободен от любых недостатков?

Итак, Аллах назвал Себя Гордым:

«…(Он) - Гордый; Аллах превыше того (т.е. тех идолов), что они к Нему приобщают!» (Коран, 59:23).

Конец этого аята разъясняет нам смысл гордыни Всемогущего Творца. Аллах гордится тем, что всё поклонение, все искренние добродетели Его праведных рабов посвящены Ему, а не идолам. Он превыше тех поступков, которые рабы творят ради своих идолов (например, ради себялюбия), и далёк от того, что думают и говорят о Нём разные невежды и нечестивцы.

Передают, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, подошёл к кружку своих сподвижников и спросил: «Что заставило вас сидеть здесь?» Они ответили: «Мы сели, чтобы поминать Аллаха и воздавать Ему хвалу за то, что Он привёл нас к Исламу и даровал его нам». Он спросил: «(И вы можете) поклясться Аллахом, что вас ничто не заставило сидеть здесь, кроме этого?» Они сказали: «Клянёмся Аллахом, кроме этого, ничто не заставило нас сидеть здесь!» (Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Поистине, я попросил вас поклясться не из-за подозрения к вам, но ко мне явился Джибриль и сообщил мне, что Аллах гордится вами перед ангелами» (Муслим).

Быть высокомерным - значит считать себя лучше и выше остальных. Аллах имеет на это право, ибо Он создал небеса и землю, и всем положительным, чем выделяются Его творения, они обязаны Ему. Аллах же никому не обязан Своими вечными именами и атрибутами и ничего не приобрёл от создания Его рабов (см. Ответы на некоторые распространённые вопросы):

«О рабы Мои, поистине, вы никогда не сможете ни причинить Мне вред, если захотите навредить Мне, ни принести пользу, если пожелаете пользы Мне! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же богобоязненными, как и сердце самого богобоязненного человека из вас, это ничего не добавило бы к Моей власти! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же нечестивыми, как и сердце самого нечестивого из вас, это ничего не убавило бы из Моей власти!

О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одной возвышенности и попросили Меня (о чём-нибудь), а Я дал бы каждому то, о чём он просил, это уменьшило бы имеющиеся у Меня (возможности) настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает (количество его воды)!» (часть священного хадиса, переданного имамом Муслимом).

Гордыня Аллаха не подразумевает жестокость и презрение к Его рабам (как это свойственно людям), наоборот:

«Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям» (Коран, 2:143).

И Он не гордится тем, что некоторые из Его творений грешат, а Он наказывает их за это. Здесь мы перейдём к другому имени Творца миров - «Отмщающий»:

«Воистину, тем, которые отрицали знамения Аллаха, уготованы тяжкие мучения, ведь Аллах - Могущественный, Способный на возмездие» (Коран, 3:4);

«Разве ты (, Мухаммад,) можешь заставить слышать глухих или наставить на прямой путь слепых и того, кто находится в очевидном заблуждении? Если Мы уведём тебя (из этого мира), то Мы всё равно непременно отомстим им» (Коран, 43:41).

Как месть Аллаха может сочетаться с Его милосердием? Ответ на этот вопрос мы находим в священном аяте:

«Воистину, Аллах ни в чём не проявляет несправедливости к людям, но люди сами поступают несправедливо по отношению к себе» (Коран, 10:44).

Таким образом, кара Аллаха всегда справедлива и предназначена только для тех, которые ослушались Его добровольно, зная о последствиях этого (см. также Незнание освобождает от ответственности и Почему чистое единобожие искупает любые грехи?). Мало того, Он даёт нам предостаточно времени в этом мире, чтобы одуматься и покаяться за наши грехи:

«Если бы Аллах (немедленно) взыскивал с людей за то (те грехи), что они накопили, Он не оставил бы на её поверхности (на земле) ни одного живого существа, но Он откладывает им (расчёт) до определённого срока. А когда наступит их срок (, то взыщет), ибо Аллах видит Своих рабов» (Коран, 35:45).

Поэтому возмездие ни в коей мере не должно считаться изъяном нашего Господа; данный атрибут подразумевает Его способность защищать Свою религию, Свои законы и Своих праведных рабов от преступников, которые сеют нечестие на земле Аллаха.

И хвала Аллаху, Господу миров.

Вера в Аллаха, Почему Ислам?, Ответ критикам Ислама, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up