Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялись мерзкие (слухи), уготованы мучительные страдания в этом мире и в будущей жизни» (Коран, 24:19).
Как прокомментировал шейх ас-Са'ди:
«Всякий, кому нравится, что среди людей распространяется дурная молва о правоверных, заслуживает наказания, которое доставит ему душевные и телесные муки. А причиной этого будет его предательское отношение к своим братьям-мусульманам, желание причинить им зло и покуситься на их честь и достоинство. И если это предупреждение относится к тем, кто получает удовольствие от того, что среди правоверных распространяются порочные слухи, то что тогда говорить о тех, кто совершает ещё большее преступление и принимает участие в распространении этих слухов, независимо от того, правдивы они или нет?! Это религиозное положение свидетельствует о милости Аллаха по отношению к Его верующим рабам, честь и достоинство которых так же неприкосновенны, как неприкосновенны их жизнь и имущество».
Этот аят также проводит чёткую грань между сплетнями и дозволенной (вынужденной) хулой: в первом случае человеком движут зависть, злорадство, фанатизм и другие тёмные страсти, а во втором - ненависть к греховному, которое он не сумел исправить (рукой или языком), и желание оградить себя и/или других от какого-то вреда. Имам ан-Навави в книге «Рияду-с-салихин» (глава № 256) перечислил шесть видов дозволенной хулы, которые можно сократить до четырёх:
1) обращение за помощью к людям, которые имеют влияние на ослушника (включая органы законной власти);
2) обращение за советом по религиозно-правовому вопросу. Процитируем имама ан-Навави:
"(Человек может) спросить муфтия: «Меня обидел в том-то мой отец (мой брат, мой супруг), но имеет ли он право на это? И как мне избавиться от этого, добиться того, что положено мне по праву, и защититься от притеснений?», - или нечто подобное. Это разрешается в силу необходимости, однако надёжнее и лучше будет сказать: «Что ты скажешь о человеке (муже), который поступает так-то?»";
3) предостережение людей от зла откровенных нечестивцев и сектантов (см.
Об открытом нечестии);
4) упоминание каких-то физических недостатков мусульманина - для того, чтобы было ясно, о ком идёт речь.
Основой же нашей веры являются благие мысли друг о друге (см. также
Любовь к праведным предкам):
«О те, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения являются грехом» (Коран, 49:12).
А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Избегайте подозрений, ведь, поистине, подозрения - самые лживые речи!» (аль-Бухари, Муслим);
«Не обижайте мусульман, не стыдите их и не выслеживайте их недостатки! Поистине, если кто-то будет выслеживать недостатки своего брата-мусульманина, то Аллах будет следить за его (собственными) недостатками, а того, за чьими недостатками будет следить Аллах, Он опозорит, даже если тот будет находиться в середине (дальней) поездки!» (ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Багави; в версии, переданной Абу Даудом, Ахмадом, ат-Табарани и другими, говорится: «...даже если он будет в своём доме». Хафиз аль-Иракы и аль-Хайсами назвали хадис достоверным. См. «Тахриджу ахадиси ихьяи улюми-д-дин»,
3/1173 и «Маджма'у-з-заваид», 8/94).
Известно также, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), обходя Каабу, однажды сказал:
«Как же ты приятна и как приятен твой запах! Насколько ты велика и насколько велика твоя святость! Но клянусь Тем, в Чьей руке душа Мухаммада, верующий для Аллаха выше неприкосновенностью, чем ты - (Аллах запретил покушаться) на его имущество, на его кровь и думать о нём что-то, кроме благого!» (Ибн Маджа. ат-Тирмизи передал похожее изречение Ибн Умара, а шейх аль-Альбани назвал его достоверным в «Сахиху-т-таргыб ва-т-тархиб»,
2/530).
А Суфьян бин Хусейн поведал о том, как его устыдил Ияс бин Му'авия (шариатский судья поколения табиунов):
"Я отозвался плохо об одном мужчине в присутствии Ияса бин Му'авии, а он посмотрел мне в лицо и произнёс: «Участвовал ли ты в военных походах на римлян?» Я сказал: «Нет». Он спросил: «А на синдхов, индийцев и тюрок?» Я ответил: «Нет». Он сказал: «Спасены от тебя римляне, синдхи, индийцы и тюрки, а твой брат-мусульманин от тебя не спасся?!»" («аль-Бидая ва-н-нихая» Ибн Кясира, 13/121; также эту историю рассказали аль-Байхакы, Ибн Асакир и Я'куб бин Суфьян).
Читайте также:
Шейху-ль-ислам о злословии Ещё о злословии О взаимоотношениях мусульман Любовь ради Аллаха И хвала Аллаху, Господу миров.