Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Возвращаясь сегодня
к теме спорта, хочу дополнить уже сказанное следующим: от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не (стоит выдавать) награду, кроме как за соревнования на верблюдах и лошадях, а также за стрельбу из лука» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа. ат-Тирмизи, Ибн Каттан и Ибн Дакык аль-Ид назвали хадис достоверным. См. «ат-Тальхысу-ль-хабир» Ибн Хаджара,
4/297).
Комментарии аль-Хаттаби:
«Смысл хадиса в том, что приз и вознаграждение не полагаются за что-то, кроме как за соревнования на верблюдах, конях и то, что имеет отношение к этому, а также за стрельбу из лука. И смысл этого в том, что упомянутые вещи являются подготовкой к сражению с врагами, по причине чего состязание в них и награда будут стимулом подготовки к джихаду» («Ауну-ль-ма’буд»,
7/173; «Хашияту-с-Синди аля Ибни Маджа»,
2/206).
Абу-ль-Аббас аль-Куртуби сказал:
«Нет разногласий в дозволенности соревнований на лошадях и других животных, а также на ногах (бег), в стрельбе из лука и использовании прочего оружия, поскольку в этом и состоит подготовка» («аль-Муфхим»,
3/701).
Ибн Кудама говорил:
«Соревнования без приза дозволены в общей форме, без какой-либо конкретизации… А что касается соревнования за награду, то это не дозволено, кроме соревнований на верблюдах и лошадях, а также стрельбы из лука» («аль-Мугни», 11/127).
Хафиз Ибн Хаджар, разбирая тему спортивных игр без приза, упомянул:
«Однако Малик и аш-Шафи’и ограничили соревнования скачками на верблюдах, лошадях и стрельбе из лука. Некоторые ограничили только лошадями, а Ата разрешал соревнования (без приза) в любом (дозволенном) деле» («Фатху-ль-Бари»,
6/72-73).
Также большинство учёных запретили такие игры, когда все участники делают ставки, из которых и складывается награда победителя. См. «ат-Тамхид» Ибн Абди-ль-Барра, 14/87.
Читайте также:
О материальных стимулах праведных дел P.S. Муфтии Постоянного комитета Саудовской Аравии, отвечая на вопрос о футбольных играх, сказали следующее:
«Соревнования по футболу за деньги или подобные этому премии запрещены как азартные игры, потому что не разрешается брать приз и вознаграждение (за игру), кроме тех случаев, которые дозволил шариат: соревнования на лошадях, верблюдах и в стрельбе. Поэтому запрещено участие в таких чемпионатах, как и наблюдение за ними - для того, кто знает, что в них (берут) награду, ибо его присутствие означает согласие с этим.
Если же соревнование проходит без приза, не отвлекает от того, что Аллах вменил в обязанность - как молитва и др., и не содержит ничего запрещённого вроде обнажения постыдных частей тела, смешения женщин с мужчинами или присутствия элементов забавы, то нет греха ни в них, ни в наблюдении за ними» («Фатава-ль-ляджнати-д-даима»,
15/239).
Некоторые улемы добавили к дозволенным играм с материальной наградой всё, что помогает распространению религии - конкурсы чтецов Корана, знатоков хадисов и фикха (см. «Хашияту Ибни Абидин», 6/403; «аль-Фурусийя» Ибн аль-Кайима,
стр. 318).
И да благословит Аллах Своего Посланника, его семью и сподвижников.