Награда за спортивную победу

Dec 20, 2014 11:46

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Возвращаясь сегодня к теме спорта, хочу дополнить уже сказанное следующим: от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не (стоит выдавать) награду, кроме как за соревнования на верблюдах и лошадях, а также за стрельбу из лука» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа. ат-Тирмизи, Ибн Каттан и Ибн Дакык аль-Ид назвали хадис достоверным. См. «ат-Тальхысу-ль-хабир» Ибн Хаджара, 4/297).

Комментарии аль-Хаттаби:

«Смысл хадиса в том, что приз и вознаграждение не полагаются за что-то, кроме как за соревнования на верблюдах, конях и то, что имеет отношение к этому, а также за стрельбу из лука. И смысл этого в том, что упомянутые вещи являются подготовкой к сражению с врагами, по причине чего состязание в них и награда будут стимулом подготовки к джихаду» («Ауну-ль-ма’буд», 7/173; «Хашияту-с-Синди аля Ибни Маджа», 2/206).

Абу-ль-Аббас аль-Куртуби сказал:

«Нет разногласий в дозволенности соревнований на лошадях и других животных, а также на ногах (бег), в стрельбе из лука и использовании прочего оружия, поскольку в этом и состоит подготовка» («аль-Муфхим», 3/701).

Ибн Кудама говорил:

«Соревнования без приза дозволены в общей форме, без какой-либо конкретизации… А что касается соревнования за награду, то это не дозволено, кроме соревнований на верблюдах и лошадях, а также стрельбы из лука» («аль-Мугни», 11/127).

Хафиз Ибн Хаджар, разбирая тему спортивных игр без приза, упомянул:

«Однако Малик и аш-Шафи’и ограничили соревнования скачками на верблюдах, лошадях и стрельбе из лука. Некоторые ограничили только лошадями, а Ата разрешал соревнования (без приза) в любом (дозволенном) деле» («Фатху-ль-Бари», 6/72-73).

Также большинство учёных запретили такие игры, когда все участники делают ставки, из которых и складывается награда победителя. См. «ат-Тамхид» Ибн Абди-ль-Барра, 14/87.

Читайте также: О материальных стимулах праведных дел

P.S. Муфтии Постоянного комитета Саудовской Аравии, отвечая на вопрос о футбольных играх, сказали следующее:

«Соревнования по футболу за деньги или подобные этому премии запрещены как азартные игры, потому что не разрешается брать приз и вознаграждение (за игру), кроме тех случаев, которые дозволил шариат: соревнования на лошадях, верблюдах и в стрельбе. Поэтому запрещено участие в таких чемпионатах, как и наблюдение за ними - для того, кто знает, что в них (берут) награду, ибо его присутствие означает согласие с этим.

Если же соревнование проходит без приза, не отвлекает от того, что Аллах вменил в обязанность - как молитва и др., и не содержит ничего запрещённого вроде обнажения постыдных частей тела, смешения женщин с мужчинами или присутствия элементов забавы, то нет греха ни в них, ни в наблюдении за ними» («Фатава-ль-ляджнати-д-даима», 15/239).

Некоторые улемы добавили к дозволенным играм с материальной наградой всё, что помогает распространению религии - конкурсы чтецов Корана, знатоков хадисов и фикха (см. «Хашияту Ибни Абидин», 6/403; «аль-Фурусийя» Ибн аль-Кайима, стр. 318).

И да благословит Аллах Своего Посланника, его семью и сподвижников.

Фикх

Previous post Next post
Up