Есть у Искитима то ли пригород такой, то ли отдельный посёлок под названием Ложок. Место это примечательное. В 30-50-е годы здесь располагались лагеря где тысячи заключенных добывали стране мрамор, известь и гранит и хотя мраморный и известковый карьеры уже не функционируют несколько каменных карьеров по-прежнему работают.
История жителей поселка Ложок также примечательна. Многие из узников лагерей освободившись поселялись в этом поселке и были нередки случаи когда одну площадку делили те кто сидел и те кто охранял. Есть своя истории и даже легенды и у карьеров. Например, у известкового. Сегодня он затоплен подземными водами и представляет собой живописное озеро, а когда-то он был фактически братской могилой для тысяч наших сограждан. «Озером женских слёз» - прозвал его народ. Может быть за скалу, возвышающуюся над озером, профилем своим напоминающую лик плачущей женщины, а может быть озеро это получило название за то, что зэки попадавшие на известковый карьер оттуда не возвращались, сгорая в парах извести заживо.
Хотя есть легенда, что известь там добывали только женщины.
В нескольких километрах от него возле деревни
Белово есть самый настоящий водопад, также возникший в результате деятельности человека. Правда карьер там был каменный и он не имел такой страшной истории как известковый или мраморный, но он также был затоплен грунтовыми водами и со временем превратился в озеро и теперь излишек воды падает с 5 метровой высоты и дает начало небольшой речке.
Может быть это совпадение, но именно в этом месте, где в прошлом веке была сконцентрирована трагедия нашего народа, из-под горы забил священный источник, к которому со всего региона ездят паломники, в надежде обрести исцеление от ран душевных и физических.
Есть и еще легенды связанные с этим местом. Например, утверждается, что именно неподалеку от места где в последствии расположился поселок было поселение древних ариев, совершавших своё путешествие из Индии в Европу, пока оно не найдено, хотя есть энтузиасты, которые его в этих краях ищут.
Так получилось, что уже более месяца часть своего времени я провожу в этом поселке. Конечно цель у меня совсем не этнографическая, а вполне правозащитная, о чем я и расскажу в последующих записях.